ПОЧЕМУ У РЕБЕНКА ВОЗНИКЛО НАРУШЕНИЕ РЕЧИ

     Различные по степени тяжести отклонения от возраст­ных норм развития речи ребенка-дошкольника определяют­ся причинами, имеющими либо биологическую, либо соци­альную природу, которые воздействуют на ребенка непосред­ственно или опосредованно, начиная с беременности матери, младенчества, раннего, младшего, среднего или старшего дошкольного возраста. Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют опре­деленный механизм образования.

     Причины речевых нарушений разнообразны, их множество. Что выз­вало нарушение речи в вашем случае, определит точно только логопед. Возможно, потребуется и консультация невропатолога, а также орто­донта и отоларинголога. Готовясь к консультации со специалистами, вы сами можете предположить причину дефекта речи вашего ребенка.

     Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми). Очень часто ребенку уделяется недостаточно внимания. Как пра­вило, в такой семье очень молодая мама, которая не совсем понимает, что ребенку нужно ежеминутное общение и что с ним нужно занимать­ся. Ребенок оказывается заброшенным. Другой вариант: родители це­лыми днями работают, а ребенок находится на попечении не очень грамотной бабушки. Сюда же можно отнести и воспитание детей родителями, увлекающимися спиртными напитками или наркотичес­кими средствами. Все это называется педагогическая запущенность. Только не воспринимайте, пожалуйста, эту запущенность на свой счет. Возможно, она не ваш случай. Но хотелось бы, чтобы вы критически, не кривя душой, оценили обстановку в своей семье. Во всяком случае, если причина только в этом, то у вас так называемый неосложненный вариант недоразвития речи и справиться с ним гораздо проще, чем с осложненным вариантом (органическими нираушениями).

     Органические нарушения возникают при поражении ме­ханизмов в центральной или периферической части речево­го аппарата. Они могут быть обусловлены:

  • недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;
  • отклонениями в строении и координированной рабо­те голосовых и дыхательных систем, органов артику­ляции.
     Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудстые заболевания и др.) воздействуют на сам биологический субстрат, изменяя ход речевого развития. Временные cpoки — период внутриутробного развития, младенческий, ранний дошкольный возраст. В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения центрального или периферического характера.

     Осложненной считается картина задержки речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов. Это может быть токсикоз во время бере­менности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус-фак­тору или групповой принадлежности. Причиной могут быть и прежде­временные роды, «кесарево сечение» (не стоит считать его безвредным для ребенка), затяжные роды, асфиксия (недостаточность кислородно­го снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) и т. п. Неблаго­приятные роды, как правило, ведут к родовой травме неврологического характера (только не путайте, пожалуйста, с вывихами бедра, перело­мами ключиц и т. п. во время родов). Следствием ее является синдром повышенного внутричерепного давления, неврозоподобный синдром, синдромы двигательных расстройств и пр.

     Если что-либо из этого затормозило развитие речевых центров в коре головного мозга, речевое развитие ребенка задерживается. Он начина­ет говорить после двух-трех лет. Если же речевое развитие происходит в срок, то эти причины не способствуют достаточной подвижности язы­ка для чистого звукопроизношения (речь смазана).

     Один из самых распространенных диагнозов на сегодняшний день - перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Это понятие объединяет различ­ные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Диагноз не означает неполноценность ребенка и не дол­жен слишком сильно пугать родителей. Однако нельзя все оставить как есть. Родителям необходимо внимательно наблюдать за малышом и выполнять все рекомендации врача-невропатолога (здесь нужен очень квалифицированный специалист). Часто ПЭП, особенно недолеченный, становится причиной речевых нарушений.

     Негативными для развития речи ребенка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в ран­нем периоде развития ребенка (до 2,5-3 лет).

     Не последнюю роль в речевых дефектах играет наследственный фактор (кто-то в семье имеет дефекты речи, занимался в детстве с логопедом).

     Причиной нарушений речи может быть и снижение слуха.

     Выше рассматривались только невидимые причины. Существуют еще и видимые, которые вы легко сможете определить сами.

     Это различные врожденные или возникшие в результате травм рас­щелины нёба, губ («заячья губа»), деформации зубов. Сюда же отно­сится и неправильный прикус, когда верхняя или нижняя челюсть за­метно выдаются вперед. Сейчас таких детей становится все больше, так как мамы не хотят или не способны естественно вскармливать ребенка. А соски-пустышки часто формируют неправильный прикус. Пользуйтесь только анатомическими сосками-пус­тышками! Они способствуют формированию правильно­го прикуса.

     Еще хуже, если ребенок не удовлетворяет полностью свой сосатель­ный рефлекс из-за отсутствия естественного вскармливания. В этом случае для удовлетворения своих потребностей он сосет палец. Это мо­жет продолжаться неограниченно долго. Следствие этого - самые не­вообразимые улыбки и «каша во рту».

     Еще одна видимая причина - короткая подъязычная уздечка. Може­те рассмотреть ее перед зеркалом. Поднимите вверх язык, и вы увидите мышечное образование. В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Ребенок с очень короткой уз­дечкой порой не может даже поднять язык вверх. Следовательно, звукопроизношение нарушается.

Очень часто невидимые причины нарушений речи со­четаются с видимыми.

     Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде. Оценивая недостатки в речевом развитии, важно учитывать: возраст ребенка, в котором проявилось расстройство; причины, непосредственно вызвавшие отклонение; наличие предрасполагающих условий; комплексный анализ лингвистических характеристик неправильной речи.

     Развитие речевой системы, как уже отмечалось, характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами — генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребенка и др. Большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля. 

Можно   считать   аксиомой, что   комплексное   воздействие   дает   оптимальные результаты   при   устранении   любого   недуга!