ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ

К ДЕТЯМ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что родители  иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии нашего специального учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у родителей толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.

  1. Способствуйте естественному установлению дружеских отношений.

Не нужно принуждать детей к дружбе, поскольку такие отношения должны развиваться естественно. Не нужно уделять слишком большого внимания ребенку с нормальным развитием и пытаться его настраивать, поскольку это может закрепить в его сознании мысль о том, что «нужно помогать детям с особыми возможностями» вместо того, чтобы развивать взаимно полезные социальные отношения.

  1. Учите детей с уважением относиться к товарищам и соблюдать нормы поведения при контактах.
  2. Демонстрируйте детям положительное социальное поведение.

Если родитель будет относиться к детям с ограниченными возможностями с уважением, дети будут действовать аналогично. Если же они будут видеть грубое и невнимательное отношение взрослых к взрослым и детям с ОПФР, то они последуют этому примеру во время взаимодействия с ним. Поступки говорят больше чем слова. Любые действия не остаются незамеченными и оказывают большое влияние на детей.

  1. Побуждайте детей к сотрудничеству и взаимопомощи.

Дети должны понимать, что у всех людей есть определенные таланты, и все они могут быть полезными друг другу. Настоящая дружба полезна всем ее участникам. Нужно учить детей вносить равный вклад в свою дружбу. Например, ребенок с особыми возможностями не всегда должен получать помощь от своего здорового ровесника. Нужно находить способ, дающий ребенку с ограниченными возможностями и ребенку с ОПФР возможность поделиться своими уникальными талантами и способностями со своим сверстниками.

  1. Соединяйте помощь с уважением.

   Одна из основных проблем состоит в том, что здоровые дети пытаются все сделать вместо своих товарищей с особыми возможностями. Их стремление понятно, однако такая чрезмерная помощь может привести к нездоровой зависимости и неравенству в партнерских отношениях. Более высокие ожидания в отношении детей с ОПФР способствуют взаимному уважению детей. Необходимо внимательно следить за поведением и сигналами детей с особыми возможностями. Во многих случаях они не требуют помощи своих товарищей или даже не хотят ее.

  1. Развивайте у детей умение сочувствовать и подчеркивайте идею социальной справедливости.

Большинство детей уже в дошкольном возрасте понимают, что является справедливым, а что нет. Родители  не должны укреплять у детей убеждение, что дети с особыми возможностями нуждаются в жалости. Напротив, они должны развивать у них убежденность в том, что дети с ОПФР имеют способности, интересы и таланты, которыми могут поделиться с другими детьми. Взаимоотношения, основанные на жалости, никогда не могут стать равноправными. Дружба часто основывается на совместном практическом опыте детей. Родители должны способствовать социальным взаимоотношениям, построенном на равенстве, а не жалости.

Каждый ребенок, каким бы он ни был, - прежде всего, уникальная личность.

И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.