Уважаемые родители!

Знаете ли вы, что развитие мелкой моторики пальцев рук - один из показателей интеллектуального развития ребёнка?

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления.

Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно влияет на самочувствие ребёнка, улучшает работу мозга в целом.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Начинать работу по развитию тонкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. В этом помогут разные игры.

 

Средства развития мелкой моторики

  • Тонкую мускулатуру рук помогут развить:
  • Пластилин.
  • Крупа, бусы, пуговицы.
  • Песок.
  • Природный материал.
  • Нить, тесьма, веревки, шнурки, ткани.
  • Карандаши, счетные палочки
  • Бумага.
  • Куклы.
  • Вода

 

Что мы делаем с пластилином?

  • Мнем и отщипываем.
  • Надавливаем и размазываем.
  • Скатываем шарики, раскатываем колбаски.
  • Режем на кусочки.
  • Лепим картинки.
  • Готовим обед.

 

Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительным этапом к умению работать с другими материалами и инструментами.

Игры с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике«оригами»: складывание корабликов,

самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

           

 

Игры с чётными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания  помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

 

Игры с конструктором, мозаикой

Игры на развитие тактильных ощущений

 

Игры с пуговицами

  • 3аполните просторную коробку пуговицами
  • Опустите руки в коробку
  • Поводите ладонями по поверхности
  • Перетирайте пуговицы между ладонями
  • Пересыпайте их из ладошки в ладошку
  • Найдите самую 6ошую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую.
  • Соберите ив пуговиц по образцу букву или любой узор
  • Протяните шнурок черев отверстие в пуговице.
  • Наряди елочку

 

 

Игры с крупой, бусами

«Ракушка»- круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.

«Божьи коровки»- просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, разных по размеру и с разными наполнителями. В самой маленькой игрушке может быть песок, в средней - гречневая крупа, в более крупной- горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т.п

 

  • Прячем ручке в крупу, массируя ладошки
  • Пересыпаем крупу из ладошки в ладошку
  • Разберём из одной емкости по тарелочкам крупы: в одну рис в другую гречку
  • Вкусная кашка (превращаем руку в ложку и мешаем кашу в плошке).
  • Найди игрушку (находим киндер-сюрприз в крупе).
  • Отгадай, какая крупа в мешочке.
  • Собираем узор из бусинок и т.д.

Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Рисование

Рисование - занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. и не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора. Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой следи маленький. Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

 

Игры с водой

Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей вору в таз.

Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.

Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем и др.

 

 

Игры с куклами

Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Эти игры помогают:

     стимулировать развитие мелкой моторики;
     - развивать воображение, память, мышление и внимание;
      -помогают развивать словарный запас и активизировать речевые функции;
      -формировать творческие способности и артистические умения.
 

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

 

Массаж кистей рук и пальцев

  • Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук
  • Массаж тыльной стороны кистей рук
  • Массаж ладони
  • Массаж пальцев

       

Пальчиковая гимнастика

Вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи

Игры с массажерами

       Упражнения с предметами для массажа:

  • Катать по столу от кончиков пальце до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти
  • Выполнять упражнения надо обязательно, каждой рукой по очереди

Упражнения с мячами

  • Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
  • Катать мяч почасовой стрелке
  • держать одной рукой - другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания;
  • выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди

 

Народные пальчиковые игры

С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки-забавы взрослого с ребенком. Например, Сорока-ворона, Перепёлочка, Кисель, Банька, Водичка - водичка и другие.

Их смысл не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Аналогичные игры встречаются у очень многих народов.

 

С полутора лет ребёнка надо учить:

  • Застёгивать пуговицы.
  • Завязывать развязывать узлы.
  • Шнуровать игрушечную или свою обувь. Запускать пальцами мелкие волчки.
  • Проводить пальцем по дорожке и т.д.

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям:

  • Развивать речь. Ребёнок, познавая окружающий мир, развивает: мышление, воображение, память, восприятие.
  • Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
  • Лучше адаптироваться в практической жизни.
  • Научиться понимать многие явления окружающего мира.