Уважаемые родители!
Знаете ли вы, что развитие мелкой моторики пальцев рук - один из показателей интеллектуального развития ребёнка?
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления.
Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно влияет на самочувствие ребёнка, улучшает работу мозга в целом.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Начинать работу по развитию тонкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. В этом помогут разные игры.
Средства развития мелкой моторики
- Тонкую мускулатуру рук помогут развить:
- Пластилин.
- Крупа, бусы, пуговицы.
- Песок.
- Природный материал.
- Нить, тесьма, веревки, шнурки, ткани.
- Карандаши, счетные палочки
- Бумага.
- Куклы.
- Вода
Что мы делаем с пластилином?
- Мнем и отщипываем.
- Надавливаем и размазываем.
- Скатываем шарики, раскатываем колбаски.
- Режем на кусочки.
- Лепим картинки.
- Готовим обед.
Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительным этапом к умению работать с другими материалами и инструментами.
Игры с бумагой
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике«оригами»: складывание корабликов,
самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Игры с чётными палочками
В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
Игры с конструктором, мозаикой
Игры на развитие тактильных ощущений
Игры с пуговицами
- 3аполните просторную коробку пуговицами
- Опустите руки в коробку
- Поводите ладонями по поверхности
- Перетирайте пуговицы между ладонями
- Пересыпайте их из ладошки в ладошку
- Найдите самую 6ошую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую.
- Соберите ив пуговиц по образцу букву или любой узор
- Протяните шнурок черев отверстие в пуговице.
- Наряди елочку
Игры с крупой, бусами
«Ракушка»- круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.
«Божьи коровки»- просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, разных по размеру и с разными наполнителями. В самой маленькой игрушке может быть песок, в средней - гречневая крупа, в более крупной- горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т.п
- Прячем ручке в крупу, массируя ладошки
- Пересыпаем крупу из ладошки в ладошку
- Разберём из одной емкости по тарелочкам крупы: в одну рис в другую гречку
- Вкусная кашка (превращаем руку в ложку и мешаем кашу в плошке).
- Найди игрушку (находим киндер-сюрприз в крупе).
- Отгадай, какая крупа в мешочке.
- Собираем узор из бусинок и т.д.
Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Рисование
Рисование - занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. и не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Игры с водой
Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей вору в таз.
Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.
Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем и др.
Игры с куклами
Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Эти игры помогают:
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Массаж кистей рук и пальцев
- Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук
- Массаж тыльной стороны кистей рук
- Массаж ладони
- Массаж пальцев
Пальчиковая гимнастика
Вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи
Игры с массажерами
Упражнения с предметами для массажа:
- Катать по столу от кончиков пальце до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти
- Выполнять упражнения надо обязательно, каждой рукой по очереди
Упражнения с мячами
- Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
- Катать мяч почасовой стрелке
- держать одной рукой - другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания;
- выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди
Народные пальчиковые игры
С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки-забавы взрослого с ребенком. Например, Сорока-ворона, Перепёлочка, Кисель, Банька, Водичка - водичка и другие.
Их смысл не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Аналогичные игры встречаются у очень многих народов.
С полутора лет ребёнка надо учить:
- Застёгивать пуговицы.
- Завязывать развязывать узлы.
- Шнуровать игрушечную или свою обувь. Запускать пальцами мелкие волчки.
- Проводить пальцем по дорожке и т.д.
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям:
- Развивать речь. Ребёнок, познавая окружающий мир, развивает: мышление, воображение, память, восприятие.
- Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
- Лучше адаптироваться в практической жизни.
- Научиться понимать многие явления окружающего мира.