ГУО "Специальный детский сад № 18 г.Витебска" работает по 12-часовому режиму пребывания детей.
Время работы учреждения: с 7:00 до 19:00.
Выходные дни: суббота и воскресенье.
В детском саду функционирует 12 групп для детей дошкольного возраста.
Коррекционно-образовательный процесс осуществляют:
- учителя-дефектологи;
- воспитатели;
- музыкальные руководители;
- педагог-психолог;
- руководители физвоспитания.
Организация коррекционно-развивающего обучения и реабилитации дошкольников с особенностями психофизического развития (ОПФР) имеет основные цели:
- преодоление речевого нарушения;
- преодоление вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи;
- социальная адаптация и интеграция детей в общество.
Программный материал рассчитан на 4-х летний срок обучения. Распределение материала соотносится с годом обучения ребёнка в УО и с его уровнем развития.
Реализация программного содержания осуществляется в условиях преемственности работы всех специалистов, которые совместно решают ряд основных задач:
- охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;
- обеспечение всестороннего психического развития и своевременная коррекция имеющихся нарушений с учётом индивидуальных возможностей и потребностей детей;
- воспитание положительных качеств личности ребёнка, нравственных ориентиров в деятельности и поведении, предупреждение формирования негативных личностных качеств;
- подготовка детей с ТНР к обучению на следующей ступени образования.
Учебный год делится на 3 периода. Между периодами существуют недельные осенние, зимние, весенние каникулы. Учебный год начинается с двухнедельного обследования детей. По его результатам все специалисты определяют уровень актуального развития ребёнка и зону его ближайшего развития, что становится основой при планировании воспитательно -образовательной и коррекционной работы с каждым ребёнком на полугодие (до момента следующей промежуточной диагностики). В январе после промежуточной диагностики происходит оценка и своевременная коррекция образовательного маршрута всеми специалистами.
В УО принято единое тематическое планирование во всех группах, то есть единая последовательность лексических тем, по которой работают все специалисты.
Режим дня и сетка занятий педагогов строятся с учётом периода обучения, а также возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей каждой группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач.
Учителя-дефектологи реализуют следующие разделы программы:
- формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;
- формирование произносительной стороны речи;
- обучение грамоте;
- элементарные математические представления
Реализация программного содержания происходит через фронтальные и индивидуальные формы работы. В зависимости от периода обучения количество фронтальных и индивидуальных занятий меняется. В среднем в течение недели с каждым ребёнком проводится 4 подгрупповых и 3 индивидуальных занятия.
Воспитатели осуществляют реализацию следующих образовательных областей учебного плана:
- Ребёнок и природа;
- Ребёнок и общество;
- Изобразительное искусство.
Наше дошкольное учреждение является базовым для прохождения практики студентами факультета дефектологии и психологии ВГУ им. П.М. Машерова.
В 2009-2010 учебном году на базе УО создан учебно-научно-консультационный центр кафедры «Коррекционной работы». Был заключён двусторонний договор о взаимодействии. Реализуются планы работы учебных и производственных практик студентов университета. За время сотрудничества удалось пополнить видеотеку методического кабинета следующими материалами: игровая деятельность детей на всех возрастных этапах, занятия по логоритмике.