КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ОТКЛОНЕНИЯ ВРЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

     Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.
  • 2-3 мес.       На смену крику приходит гуление. Гуление — произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппа­рата к произношению звуков. Одновременно осуществля­ется процесс развития понимания речи, малыш учится уп­равлять интонацией.
  • 7-9 мес.        Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.
  • 9-11 мес.        Малыш подражает звукам речи взрослых.
  • 11-13 мес.   Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых сло­гов: «мама», «дядя» и т. д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных час­тей речи).
  • 2-3 года.  В2 года начинается овладение фразовой речью, появляют­ся первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и вре­мени, бурно развивается воображение. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.
       Вы познакомились с этапами речевого развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. До сих пор существует мнение, что к логопеду необходи­мо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к пяти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем же возрасте можно помочь формиро­ванию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствитель­ным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.

       Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуле­ния и лепета.

      Проявите инициативу первыми! Конечно же, за состоянием ребенка кроме родителей должны следить и участковый педиатр, и воспитатель детского сада. Однако, дорогие родители, вы должны запомнить, что, как это ни печально, но кроме вас в наше время ваше дитя никому не нужно. Поэтому, если вы заподозрили неладное в речевом развитии малыша, посоветуйтесь с профессионалами! Ни в коем случае не слу­шайте подружек и коллег по работе: «У моего точно такое же было. Те­перь болтает, не остановить».

     Будьте внимательны! Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:

•     К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормле­нием.
•     К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговарива­ют, не гулит.
•     К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называ­ет, не прислушивается к музыке.
•     К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мело­дичным погремушкам.
•     К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повто­рять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подра­жая интонации говорящего.
•     К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрица­ния либо ручкой в знак прощания.
•     К году он не может произнести ни слова, не может выпол­нить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не спосо­бен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по по­воду неправильного поведения.
•      К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреб­лять слова «мама» и «папа».
•      К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
•      К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Схо­ди на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотогра­фиях.
•      К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
•      К З годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
•      В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.