Маршрут выходного дня для детей и родителей к памятнику «Детям войны»

Маршрут выходного дня для детей и родителей к памятнику «Детям войны»

 

Возраст детей: 5-6 лет

Возьмите с собой: питьевую воду, головные уборы от солнца, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту.

 

Рекомендации для родителей:

1.При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны движения проезжей части;

2.Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля;

- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, т.к. при проезде транспортного средство зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

3.При выходе из дома:

- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, велосипед;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли за препятствием опасности.

4.При ожидании общественного транспорта:

- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.

5.При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре;

- не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за транспортными средствами;

- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома.

6.При посадке и высадке из общественного транспорта:

- впереди ребенка, т.к. малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса транспортного средства;

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановки: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.

7.При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее  сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

 

Уважаемые родители, помните!

Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

 

Описание маршрута

     Выходя из дома, прочитайте ребенку стихотворение Татьяны Шапиро «Я в солдатики играю»:

                                    Я в солдатики играю,

                                    У меня есть пистолет,

                                    Есть и сабля, есть и танки,

                                    Я большой и мне 5 лет!

                                    Я в солдатики играю,

                                    Это детская игра,

                                    Но я это знаю твердо-

                                    Создан мир наш для добра!

                                     Чтоб войну не знали дети,

                                     Чтоб был мирным небосвод,

                                     И остался чтоб игрушкой

                                     Навсегда пехотный взвод!

 

 

     Предложите ребенку вместе пройтись по родному городу, узнать и увидеть о нем много нового и интересного.

       Содержание беседы с ребенком по ходу движения к маршруту:

- спросите у ребенка  «Что и где ты слышал что-нибудь о Великой Отечественной войне. Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны?».

      Великая Отечественная война – это великая трагедия белорусского народа, особенно тяжело было детям и старикам. Только весной 1944 года из Витебска в Германию угнали 2,4 тысячи детей. 6 тысяч детей стали живым заслоном во время отступления нацистских захватчиков. Много детей было замучено в концлагерях. Нам об этом нельзя забывать во имя будущего. История и дана для того, чтобы помнить.

     - поинтересуйтесь у ребенка  «Что такое памятники? Для чего их возводят?»

      Слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых выпало тяжелое время войны. Памятник – это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы,

     - спросите у ребенка «А в нашем городе Витебске есть памятники детям войны?»

     -  Вот мы и пришли на это святое место для всех жителей нашего города – Парк партизанской славы имени Миная Шмырева. Здесь находится памятник «Детям войны». Обломки разрушенного дома и две фигурки детей, убитых горем и душераздирающим отчаянием. На ступеньках сидит мальчик-подросток, а рядом к нему прижалась девочка, словно желая спрятаться подальше от кровавых стонов войны. И смотрят они на кусочек хлеба, который паренек бережно держит в руке, будто в нем теплится надежда и вера в победу.

     -А ведь на самом деле в этом памятнике запечатлен не просто отдельный эпизод войны, а великая трагедия белорусского народа.

 

    - При освобождении Витебск был полностью разрушен. В живых осталось всего 19 человек. Возле монумента проводят различные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне.

(Тихо положите на мемориал цветы)

 

     После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть. Будет уместным рассказать ребенку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются)

     Поиграйте с ребенком в пальчиковую игру «Солдатская каша»

Мы крупу в ковше варили,  (левую ладонь сложить в виде пригоршни,

                                                указательным пальцем правой руки «помешать 

                                                 кашу», остальные пальцы прижаты к ладони.

Хорошенько посолили          пальцы правой руки сложить щепоткой и

                                                 показать, как солят кашу.

Здесь уже и ложка наша        правую руку положить на стол ладонью вверх:

                                                 Ладонь сложить в виде пригоршни

Так вкусна солдата каша!    облизать губы языком. 

 

     Разучите с ребенком пословицы: «За правое дело стой смело» , «Жить – Родине служить», «Счастье Родины – дороже жизни».

 

     Возвращаясь, поинтересуйтесь у ребенка, что ему понравилось, хотел бы он посетить еще какое-нибудь памятное место, или снова вернуться в Парк партизанской славы. Предложите ребенку дома нарисовать, что ему больше понравилось и запомнилось.                           

 

 

 

    

 

                                    

    

 

«В музей истории витебского трамвая»

Маршрут выходного дня «В музей истории витебского трамвая»

 Уважаемые родители!

Ежедневно по улицам идут тысячи людей, и едет не меньшее количество транспорта. Улица Ленина в Витебске самая оживленная и опасная. По улице движется поток транспорта, что может вызвать опасную ситуацию.  Чтобы на дороге царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил и знаков дорожного движения. Формирование у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как педагоги, так и родители. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.

Предлагаем вам маршрут выходного дня.

Возраст детей: старший 5-6 лет

Участники проекта:  дети,  родители.

Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту.

Рекомендации для родителей: 

  1. При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

  1. Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. 

  1. При выходе из дома:

- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности. 

  1. При ожидании общественного транспорта:

- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине. 

  1. При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото- транспортными средствами;

- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома; 

  1. При посадке и высадке из общественного транспорта:

- впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановки, особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне. 

  1. При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!

Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами.

Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах! 

ОБЪЕКТ «Перекресток»

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Расскажите ребенку о перекрёстке

Ты, конечно, прекрасно знаешь, что такое перекрёстки, и не раз их видел. В дорожном движении перекрёстки играют большую роль.

Для того чтобы обеспечить безопасное движение на перекрёстках, на них устанавливают светофоры и дорожные знаки, наносят на проезжую часть горизонтальную дорожную разметку.

Перекрёсток — это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. 

Можно предложить ребенку выполнить физкультминутку «Пешеходы».  Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте). Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз) Здесь машины едут прямо (Руки перед собой) Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны) Посмотрите: улыбнулся, (Руки на пояс, улыбка) Приглашает нас идти. (Шагаем на месте) Вы, машины, не спешите, (Хлопки руками) Пешехода пропустите! (Прыжки на месте)  

ОБЪЕКТ «ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД – ЗЕБРА, СВЕТОФОР»

 

А  на улице у нас,

Здесь у перекрестка,

Точно зебра в самый раз-

Переход в  полоску.

Спросите у ребенка

- А зачем нужен пешеходный переход?

- А как узнать пешеходный переход?

- Кто является пешеходом?

- Кто является пассажиром?

- Какое главное правило безопасности должен помнить каждый участник дорожного движения?

 На данной остановке необходимо вспомнить, как правильно переходить дорогу  по сигналу светофора. Обратите внимание на дорогу, как едут автомобили, почему останавливаются на светофоре?

Можно задать ребенку вопросы:

-можно ли переходить дорогу без взрослых?

- для чего нужен светофор на проезжей части? 

Перейдите дорогу по светофору, демонстрируя ребенку правила перехода.

Загадайте детям загадки:

Эту ленту не возьмешь,

И в косичку не вплетешь.

На земле она лежит,

Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)

Никогда я не сплю,

На дорогу смотрю.

Подскажу, когда стоять,

Когда движенье начинать.(Светофор)

Тут машина не пойдет.

Главный здесь – пешеход.

Что друг другу не мешать,

Нужно справа путь держать.    (Тротуар)                                                                             

В белом треугольнике

С окаемкой красной

Человечкам-школьникам

Очень безопасно.

Этот знак дорожный,

Знают все на свете:

Будьте осторожны,

На дороге ... (Дети) 

 

ОБЪЕКТ «ЛЕТНИЙ АМФИТЕАТР» главная концертная площадка международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске»[

 Каждое лето в городе Витебске открывается международный фестиваль искусств «Славянский базар». Он объединяет творческие силы близких по культуре стран. В дни фестиваля в Витебске проходит много концертов, выставок. Работает «Город мастеров».

Эмблемой фестиваля стал простой василек, расположенный на нотном стане и напоминающий микрофон.

ОБЪЕКТ «ДУХОВСКОЙ КРУГЛИК»

 

 

Духовской круглик — место необычное. Кроме выставок на тему истории города и Славянского базара здесь интересно даже просто походить по залам. Малышам понравится подниматься по крутой винтовой лестнице, а на последнем этаже можно посмотреть в окошко — полюбоваться красотами Витебска современного и старыми кварталами.

Стеклянный купол дает возможность понаблюдать за облаками. В общем — стоит сходить с детьми.

ОБЪЕКТ СКУЛЬПТУРА «БРОДЯЧИЙ МУЗЫКАНТ»

Рядом с башней Круглика находится любимая детьми и взрослыми скульптура «Бродячий музыкант», ее еще называют «Уличный клоун». Клоун-добряк и пританцовывающий рядом с ним пудель рады каждому, кто захочет с ними сфотографироваться или опустить денежку в кошелек.

 

Место это мистическое — неспроста некоторые элементы скульптуры натерты до блеска. Считается, что если дотронуться до гармошки клоуна, хорошее настроение на весь день вам обеспечено. «На удачу» нужно обязательно поздороваться за лапку с собачкой. Если подержаться за кошелек и потрогать монетки, вам повезет в финансовых делах. А нос клоуна? До него тоже не забудьте дотронуться — любовь и симпатия со стороны противоположного пола гарантированы. Бывает забавно наблюдать со стороны, как прохожие здороваются и обнимаются с бронзовым героем и его четвероногим спутником.

ОБЪЕКТ ФОНТАН БОГИНИ ГИРЕИ

Во дворике Медуниверситета (пр. Фрунзе) притаился фонтан богини Гиреи (богиня медицины). Посетить его лучше вечером, когда включается подсветка.

  

ОБЪЕКТ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ВИТЕБСКОГО ТРАМВАЯ

 Витебск знаменит тем, что здесь пустили первый в Беларуси трамвай. Его запуск состоялся в июне 1898 года. Располагается этот культурный объект в административном здании трамвайного депо по 5-й улице Фрунзе, 7.

Музей Витебского трамвая является корпоративным музеем унитарного коммунального транспортного предприятия «Витебское трамвайно-троллейбусное управление». Музей создан в 1966 году по инициативе заводского комитета профсоюза.

Музей состоит из пяти разделов.

 

Первый раздел отображает период с начала строительства трамвая до октябрьской революции – 1896-1918гг. Он широко освещает возникновение и развитие городского электротранспорта в России, начало строительства и пуск трамвая в Витебске, условия труда витебских трамвайщиков в дореволюционное время, их участие в революционных событиях 1905 года, работу в период первой мировой войны и октябрьской революции.

 

Второй раздел музея охватывает период с 1918 по 1941 год. Здесь показаны трудовые будни коллектива трамвая, реконструкция всего трамвайного хозяйства, его развитие и работа до начала Великой отечественной войны.

 

Третий раздел музея отображает период Второй мировой войны.

 

Четвертый раздел – возрождение трамвая из руин и пепла после Второй мировой войны и его послевоенное развитие.

 

Пятый раздел освещает развитие Витебского трамвая в период 1970 – 2008 гг. Музей посещают те только жители города, но и гости из других городов Беларуси и зарубежных стран.

 

В музее можно осмотреть более двух тысяч экспонатов, включая различные документы, макеты вагонов, фотографии и картины, схемы маршрутов, диаграммы и др. Кроме того здесь стоит старинный трамвайный вагон, который был поставлен на пьедестал к 110-летию трамвайного движения в Витебске.

 

 

Предварительная беседа с ребенком дома, на занятиях.

Как ты думаешь, что такое музей? Для чего люди создают музеи. Как называются предметы, которые хранятся в музее? А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею?

Музеи бывают разных видов. В зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся. Итак, бывают музеи исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие.

 А теперь давайте угадаем, в какой музей мы сегодня пойдем по тем экспонатам, которые в нем хранятся (показ картинок)

Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-то ценность)

В каждом городе есть музеи. В нашем городе тоже есть.

А знаете ли ты музеи нашего города? (показ картинок)

Экспонаты помогают узнать много нового и интересного о культуре прошлых веков, поэтому к ним нужно относиться бережно и соблюдать  следующие правила поведения в музее.

Правила поведения в музее.

  • Согласно правилам хорошего тона, посетитель музея, прежде чем отправиться осматривать экспонаты, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить сумки, портфели, пакеты.
  • По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо.
  • Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место.
  • Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается.
  • Недопустимо перебивать экскурсовода во время рассказа. Как правило, экскурсовод задает вопросы после каждой значимой части экскурсии.
  • В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

Поинтересуйтесь у ребёнка: «На каких видах транспорта можно передвигаться по городу Витебску?

Спросите у ребенка «Что такое транспорт? Для чего он нужен? А ты знаешь, что такое трамвай?» 

 Давай расскажу…

Трамвай – это такой вид транспорта, который едет по рельсам и перевозит пассажиров по определенным маршрутам. Трамвай состоит из кабины водителя и вагонов, в которых сидят пассажиры.

Трамвай самый старый вид городского общественного транспорта. Трамваи чем-то похожи на троллейбусы, потому что передвигаются с помощью электрического тока, и чем-то напоминают железнодорожные составы, потому что всегда ездят по рельсам. Целый день трамвай катается по улицам города, перевозит много людей, а вечером возвращается в депо. На городских улицах можно увидеть один или два трамвайных пути, а в депо множество рельсов. Трамваями управляет вагоноважатый. Это очень ответственная профессия, ведь ему приходится перевозить людей, нужно очень хорошо знать устройство трамвайной линии, вагонов, а также правила дорожного движения.

Первые трамваи на городских рейсах появились очень давно, более 100 лет назад. Еще с середины 19 века в Америке и Европе появились конные упряжки, которые тянули по рельсам вагон. Вскоре и в крупных городах России лошади покатили вагончики по рельсам с пассажирами. Лошадьми управлял кучер. Людям хотелось ездить все быстрее и быстрее. Техника во второй половине 19 века бурно развивалась. Появлялись все новые и новые изобретения. И вот уже по рельсам поехали трамваи, в которых были установлены электрические двигатели. Электричество нам помогает в домах не только зажигать лампочки и смотреть телевизор. Но еще и перевозить нас по городу.

Когда едешь на машине, не замечаешь какая красивая природа вокруг. Машина едет быстро, а трамвай медленно. Можно сесть у окошка, тогда все успеешь увидеть и рассмотреть.

Помни, что для пассажиров трамвая есть свои правила безопасности.

Например, если ты стоишь, надо обязательно держаться за поручни вверху или за перила внизу. Трамвай может резко затормозить и ты упадешь. Трамвай может неожиданно сойти с рельсов, в такой ситуации ему помогает аварийная служба.

Вот мы сейчас и пришли на то место, где находится музей.

После обзорной прогулки  можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть.

Можно поиграть в  игры, разучить стихотворение.

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Желаем вам приятно провести время!

А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе прогулки было интереснее,  мы предлагаем Вам   дополнительный материал с играми, стихами, загадками, упражнениями.

Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома

Логоритмическая игра «На транспорте».

На транспорте ездим мы постоянно(развести руки встороны)

Автобусы возят нас непрестанно, (маршировать на месте)

Трамваи, троллейбусы…есть и метро, (загибает пальцы)

Которое спряталось очень хитро. (приседает, группируясь)

Вот в небе над нами летят самолеты, (руки в стороны, раскачиваются из стороны в сторону)

И в них за штурвалом, конечно, пилоты. (имитирует вращение штурвала)

По морю большие плывут корабли, (делает волнообразные движения руками)

С бортов их давно уж не видно земли. (наклоняется, прикладывая «козырьком» руку ко лбу)

Мы знаем еще мотоциклы, мопеды

И очень удобные велосипеды… (бег на месте)

Стихотворение, которое можно почитать ребёнку или заучить с ним дома

Стоит машина на пути,

Трамвай звенит:

«Дай мне пройти.

Машина, ты имей в виду,

По рельсам строго я иду,

Нельзя свернуть туда-сюда,

Надежно держат провода.

Нельзя мне изменить маршрут,

Не то с маршрута уберут.

А мне нужна работа,

Возить людей охота».       К.Тактаева

 

Примерные задания после завершения прогулки:

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь интересное место. Предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось.

 

Посещение областного краеведческого музея

Маршрут выходного дня. Посещение областного краеведческого музея (для детей 3-4 лет)

 

         Когда родители могут больше времени провести со своими детьми? Конечно, в выходные дни. Каждая семья имеет свои традиции и свой опыт проведения выходных. Общение с природой, знакомство с интересными социальными и историческими объектами позволит организовать интересный семейный досуг.

         Организация родителями совместных прогулок с детьми в выходной день способствуют формированию у детей и взрослых представлений о социальных и природных объектах ближайшего окружения; воспитанию уважения к малой родине, бережного отношения к природе и предметам рукотворного мира; формированию культуры здорового образа жизни в семье; повышению эмоционального фона взаимоотношений между детьми и родителями; активизации общения членов семьи в условиях совместного семейного досуга.

Предлагаем вам маршрут выходного дня: посещение областного краеведческого музея (экспозиция природа Витебского края)

 

Адрес краеведческого музея: г. Витебск, улица Ленина, 36 (Ратуша)

Время работы: вторник- воскресенье с 10.00 до 18.00, понедельник- выходной

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!

         Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами.

Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

         Отправляясь на прогулку с детьми, напомните детям о правилах поведения в общественных местах, правила поведения в природе

Поиграйте с детьми в игру «Да-нет»

Ход игры

Я буду говорить вам действия, а вы отвечать, если я буду называть

хороший поступок, то вы говорите: «Да», а если я называю плохой

поступок, то говорите: «Нет».

Мы приходим с вами в парк

И рвем ромашку? (Нет!)

Если съем пирожок

И выброшу бумажку? (Нет!)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да!)

Если ветку подвяжу,

Колышек поставлю? (Да!)

Если разведу костер,

И тушить не буду? (Нет!)

Если сильно насорю

И убирать не буду? (Нет!)

Если мусор заберу,

Банку закопаю? (Да!)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю? (Да!)

 

Детям будет очень интересна и увлекательна экспозиция «Природа Витебского края», представленная в краеведческом музее.

 По пути в краеведческий музей побеседуйте с ребенком о природе белорусских лесов, расскажите какие деревья, растения произрастают в нашей местности.

Напомните, детям какие животные обитают в наших лесах.

Предлагаем вам загадать загадки о животных

Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу

Белка

Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет?

Медведь

Хоть верь, хоть не верь: Пробегал по лесу зверь. Нёс на лбу он неспроста Два развесистых куста

Олень

Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной.

Ежик

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса! А зовут её ...

Лиса

Словно вихрь летит, спасаясь От лисы пугливый...

Заяц

Мой белый брат во льдах живёт И рыбу ест морскую, А я люблю пчелиный мёд И ягоду лесную.

Медведь

 

         Можете поиграть с ребенком в игру «Угадай, кто я такой?»

Один из игроков придумывает себе название животного (например, лиса), которое он должен показать без слов, только жестами, мимикой, и движениями. Второму игроку нужно догадаться, какое же это животное.

 

Экспозиция «Природа Витебского края» посвящена природе родного края. Представлены коллекции моллюсков, насекомых, бабочек, палеонтологические материалы, диорамы с представителями разнообразного животного мира Витебщины (рыб, птиц, зверей). Животные представлены в естественной среде обитания в разное время года.

Перед посещением музея напомните детям правила поведения в музее

 

По желанию вы можете посетить и другие экспозиции краеведческого музея.

  • «Клады земли Витебской»;
  • «Находки с бабушкиного чердачка»;
  • «Огнём и мечом»;
  • «Древний Витебск»;
  • «Защитники Отечества»;
  • «100 раритетов к 100-летию музея».

Помните! Совместный поход с ребенком – это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостоверится, что Вы его любите, что живете его интересами.

 Желаем вам приятного совместного отдыха! 

 

Экскурсия   в  Витебский зоопарк

Экскурсия   в  Витебский зоопарк

 

Цели и задачи:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания детей о зоопарке;

закреплять знания детей о жителях зоопарка, и умение узнавать их.

Развивающая: развивать речь детей, внимание, мышление, воображение, память.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, способствовать получению положительных эмоций.

 

Предварительная работа: беседа о зоопарке, разучивание стихотворений о птицах и животных, рассматривание иллюстраций,  чтение рассказов, загадок, проведение подвижных игр и сюжетных игр по теме зоопарк,  дидактических игр «Кто что ест?», «Кто есть кто?», «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран».

Ход  экскурсии

 

- Сегодня я хочу с тобой пойти в одно очень интересное место.

отгадай, а какое?

Загадка:

Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют,

Люди в парке отдыхают.

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери.

Как мы этот парк зовём

И смотреть зверей идём?

 

Прежде чем туда пойти, давай вспомним правила поведения в зоопарке.

 

Игра «Можно — нельзя».

 

Я говорю вам правило, а ты мне скажешь, можно это делать или нет.

  1. «Нельзя наблюдать за животными»;
  2. «Можно подходить близко к клеткам»; (нельзя, а тем более просовывать руки в клетки, ведь это дом животных, и они будут его защищать)
  3. «Нельзя ухаживать за животными»;
  4. «Можно в зоопарке шуметь»; (нельзя, ведь животные привыкли к тишине, и шум их может раздражать)
  5. «Нельзя любоваться животными»;
  6. «Можно кормить животных посторонним». (нельзя, животное может отравиться)

 

- Молодец!

Мы с тобой сейчас идем по улице.  Как нужно себя вести на улице?

 

Основное правило для участников дорожного движения — всегда быть внимательным на дороге.  

  Переходить  улицу  можно  только  по  пешеходным  переходам.  Они обозначаются  специальным знаком «Пешеходный переход».  

Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.

 Прежде чем переходить улицу (по нерегулируемому пешеходному переходу), необходимо: посмотреть  налево,  затем  направо,  дойдя  до  середины  улицы  —  еще  раз  направо.

 Ни  в  коем случае нельзя стоять за машиной, которая отъезжает со стоянки или припарковывается.

Водитель может не заметить тебя из-за маленького роста. Кроме того, нельзя переходить улицу ни перед, ни за стоящим на остановке автобусом, троллейбусом, трамваем:

водитель может не заметить из-за транспорта.

Нужно подождать, пока отойдет автобус и только потом начать переход.  

Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.  

Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.  

Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.

 С   какой  стороны  нужно  обходить  автобус,  троллейбус  и трамвай?

Автобус, троллейбус, трамвай опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.  

Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю (обочине) навстречу машинам.  

 

Мы с тобой поедем на общественном транспорте, на автобусе или  на троллейбусе.

Давай вспомним правила поведения в транспорте.

  1. Уступать место родителям с маленькими детьми, пожилым людям, инвалидам, женщинам с тяжелыми сумками.
  2. Не сорить.
  3. Не кричать, чтобы не мешать окружающим.
  4. Не отвлекать водителя.
  5. Не есть мороженое, можно кого-нибудь испачкать..
  6. Если в автобусе много народу и какой-то пассажир предложит сесть вам на колени – это прилично? Да, другим будет свободнее, и если вам позволят родители, можно сесть.
  7. Нельзя писать на обивке сидений, резать их..
  8. Мужчина, если едет с женщиной – при выходе подает ей руку. Мальчик может подать руку маме при выходе.

 

Вот мы с тобой пришли с зоопарк.

 Витебский зоопарк — третий по величине из зоопарков Белоруссии..

Витебский зоологический парк был основан 30 марта 1992 года на базе существовавшего в городе театра зверей. Первоначально звери размещались на заднем дворе здания (сейчас здесь Витебская духовная семинария). Через несколько лет зоопарку отдали сад, расположенный в центре города

Сейчас в зоопарке содержатся 76 видов животных, всего более 1 тысячи особей.

Сейчас мы пойдем в террариум с великолепной коллекцией змей, ящериц.

Рассматривание обитателей террариума.

 

Словесные игры «Назови ласково», «Чей малыш?».

Отгадай загадку и ты узнаешь, куда мы дальше пойдем.

 

Его не спрячешь из-за роста в шкаф - Потому что он (Жираф)

 Что за птица - всех боится Головой, нырнув в песок. Бегать быстро мастерится Нам ее не догнать дружок? (Страус)

В нашем зоопарке есть зона сафари, там пасутся косули, зебры, буйволы, жирафы, ослы, различные птицы и носороги.

Эта самая восхитительная зона.

 

Бегемотик

В зоопарке у болота Жил сонливый бегемотик, И его все звери там Звали так: Гиппопотам

Каждый знает: бегемоты Любят хлюпаться в болотах. Ну, а наш Гиппопотам Спит и днём, и ночью там!

 

Посмотри, как много здесь различный животных.

Их здесь около 30 видов -львы, тапиры, тигры, гиеновые псовые, сурикаты, бабуины, слоны, белые носороги, бонго и другие .

 

      

Чистоговорки

ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ - по лесу рыщут волки

ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА - голодные волчата

ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ - убежали волки

РА – РА – РА - для волчат нора

СА – СА – СА - рыжая лиса

ТЫ – ТЫ – ТЫ - хвост пушистый у лисы

СУ – СУ – СУ - не боимся мы лису

ЛЕНИ – ЛЕНИ - ЛЕНИ - гордые олени

 

 

В зоопарке создана и коллекция птиц.

Пальчиковые игры

Дом для птицы Птичка дом себе вила, (пальцы складывают «домиком») В гнездо веточку несла. (каждый пальчик удаляется от пальчика) Там, где курочка гуляла, (пальчики «ходят» по столу) Три пушиночки нашла. Хлев овечий обошла, (пальчики стучат по столу) Две соломинки нашла. Получился дом отличный, (ладони складывают «домиком») Можно отложить яички. (каждый палец постукивает о другой)

 

Самым увлекательным местом в зоопарке --павильон с человекообразными обезьянами. Ведь так интересно наблюдать за братьями нашими малыми. Здесь живут обыкновенные и карликовые шимпанзе, гориллы, гиббоны и орангутанги.

 

Игра

 Обезьянки

Обезьянки вышли погулять, (выполняем движения "фонарики")

Обезьянки стали танцевать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Одна из них ушла домой поспать, (ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёчку - "спим")

Потому что надоело танцевать. (выполняем стряхивающее движение рук)

 

 В зоопарке очень интересная   пчелиная ферма .

 

 Беседа «Чем полезен мед»

В зоопарке для детей  есть масса развлечений:  аттракционы, веревочные трассы, головокружительная карусель.

  По парку медленно ездит состав с вагончиками, в которых можно покататься.

Также можно сфотографироваться с птицей или животным.

 

 

Маршрут «У городской Ратуши»

 

Маршрут «У городской Ратуши»

Возраст ребенка: 5-6 лет

Обратите внимание ребенка на то, что у каждого города своя история. И к Витебск в этом плане не исключение: он отличается не только глубокими традициями и многовековой историей, но и примечательными памятниками архитектуры. Покажите ребенку отличительные особенности зданий за окном транспортного средства, их архитектурно-композиционные решение. Рассмотрите детали украшающие стены, оконные проемы и фасады домов карнизы, козырьки, колонны. Уточните, что живописные изображения геометрического характера –это орнамент. Он придает изысканность и неповторимость любому строению. Расскажите ребенку, что наш город самобытен и уникален .Сохранилось множество памятников культуры и особого внимания заслуживает городская Ратуша- памятник культуры Витебска конца 16 века. Здание сохранилось до наших времен и, несмотря на огромное количество перепитий, установленных историей, сегодня Ратуша неоспоримо является самой главной достопримечательностью Витебска.

12 июня 1977г. в год 400-летия ратуши, на главном фасаде здания был установлен двухметровый герб Витебска, выполненый из бронзы витебским скульптором Валерием Могучим. Сейчас герб находится в файе ратуши.

По версии горожан, Ратуша занимает первое место в пятерке самых важных для нашего города символов.

Можно разучить с ребенком стихотворение Галины Варушенковой «О родном Городе».

Есть у каждого на свете родимый уголок

Для меня таким, поверьте, стал наш тихий городок

Раньше я не понимала и печалилась порой,

Если мама после сада нас вела пешком домой.

Мы экскурсий не хотели, мы хотели на качели!

Но теперь я стала старше и проснуться интерес:

Про родной и славный город разузнать все, наконец.

Каждый день я с нетерпеньем жду, когда пойдем гулять.

Потому что мама может обо всем мне рассказать:

Про скульптуры, монументы и про памятник Победы,

Про спортсменов, мастеров, знаменитых земляков.     

Я все- все про город знаю, и теперь я понимаю:

Мы должны гордиться им, нашим городом родным!

По пути следования на транспорте предложите поиграть в словесную игру «Подбери слово». Вы) – ребенок подбирает подходящие по смыслу определения-прилагательные. Например, магазин (продуктовый, небольшой, одноэтажный), памятник, скамейка, река…

Выйдя на остановке и подойдя к опасному участку маршрута пешеходному переходу, повторите называете существительное (объекты города, которые будут встречаться по дороге правила перехода дороги. Спросите, что означают основные сигналы светофора.

Первое, что увидите у Ратуши, памятный знак на месте казни партизан и подпольщиков. Поинтересуйтесь, знает ли ребенок, что за цифры изображены на нем. Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать – защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ. Поинтересуйтесь у ребёнка: Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто погиб на войне? Почему люди приносят цветы к памятникам? Ответьте на интересующие ребенка вопросы.

Рассмотрите величественное историческое и культурное здание Витебскую Ратушу. Расскажите о его ценности, известности, значимости и, конечно, истории, используя материал выше. Посетите Краеведческий музей, расположенный в Ратуше, изучите постройку как снаружи, так и изнутри. Повторите с ребенком правила поведения в музее. Поднимитесь на башню Ратуши и оцените очарование Витебска с птичьего полета. Это настоящая гордость не только жителей Витебска, но и всей Беларуси. Пройдите в сквер за Ратушей. Отдыхая у фонтана на лавочке, предложите ребенку поиграть с вами в словесные игры «Назови ласково» (например, «город-городок, дом-домик, сад-садик и т.д.), «Опиши предмет», «Угадай по описанию».

По дороге домой предложите ребенку почитать вывески зданий, названия улиц. Можно поиграть в игры «Назови номер дома», «Посчитай этажи». Дети с удовольствием будут демонстрировать вам свои математические знания. Поощряйте правильные ответы ребенка. После прогулки не забудьте поинтересоваться у ребенка дома: – Что тебе понравилось и запомнилось на прогулке к Ратуше?

– Где бы ты хотел побывать еще?

– Куда бы ты хотел вернуться?

Предложите ребенку вместе нарисовать, слепить или сделать аппликацию самого интересного экспоната.

 

 

 

Прогулка по набережной реки Витьбы

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ Прогулка по набережной реки Витьбы

Уважаемые родители!

        Игры на свежем воздухе не только приносят детям радость, но и полезны для здоровья. 

       К тому же такого рода прогулки, совместный активный отдых родителей и детей – это проявление общих взглядов, доверия, взаимопонимания.  Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье.           Развлечений можно придумать огромное множество, если пойти гулять на Витьбу к лодочной станции. 

                

          По пути на набережную вспомните вместе с ребенком правила безопасного поведения на дороге, предложите отгадать загадки. Загадки о правилах дорожного движения:

Эту ленту не возьмешь И в косичку не вплетешь. На земле она лежит, Транспорт вдоль по ней бежит.  (Дорога) В голубом иду я круге. И понятно всей округе, Если вдуматься немножко, — Пешеходная… (дорожка)

Я хочу спросить про знак, Нарисован знак вот так: В треугольнике ребята Со всех ног бегут куда-то. («Осторожно, дети!»)

Тут машина не пойдет. Главный здесь – пешеход. Что друг другу не мешать, Нужно справа путь держать. (Тротуар)

Под ногами у Сережки Полосатая дорожка. Смело он по ней идет, А за ним и весь народ.  (Зебра)

 Две дороги долго шли И друг к дружке подошли. Ссориться не стали, Пересеклись и дальше побежали. Что это за место, Всем нам интересно. (Перекресток)

 

          Прибрежная зона реки Витьба оборудована скамейками и беседками, можно просто прогуляться вдоль берега реки, можно посидеть с удочкой и половить рыбу.

    

В качестве развлечения можно покормить и сфотографировать уток и лебедей, живущих на Витьбе.          

Загадка Утка

Эта птица непроста - Может плавать и летать. Вперевалочку идёт, Что склевать - всегда найдёт. Кто-то прячется не зря, Если слышит: "Кря-кря-кря"!

                  

Можно поиграть с ребенком в игру «Сколько уток» (посчитать уток на воде и на берегу)

 Если повезет, понаблюдайте за семенной парой лебедей. (К сведению, лебеди-шипуны находились в Красной книге Беларуси 20 лет).

 Прочтите стихи о лебедях или можно предложить ребенку заучить одно из стихотворений наизусть:

Повелось так с самой древности: Эти птицы — символ верности.

В отраженье свое глядя, Вот скользят по водной глади,

Восхищая всех людей, Двое белых лебедей.

 Улетали лебеди С севера на юг. И теряли лебеди Белый-белый пух.

То ли пух лебяжий В воздухе блестит, То ли в окна наши Белый снег летит? Автор: Приходько

 Поинтересуйтесь у ребенка: - Какое у лебедей и уток оперение? - Какого цвета перья у лебедей, а какого у уток?  - Какого цвета оперение у селезня? - Посмотрите, как лебедь держит голову? - Зачем лебедю длинная, изящная шея? - Чем питаются эти птицы? - На какую цифру похож лебедь?

          

В парке есть всё для активного отдыха с детьми. Детская площадка «Радужный мир» расположена на острове по середине реки Витьба. Здесь есть игровые и спортивные комплексы, развивающие снаряды, качалки, качели, карусели, рукоход, брусья, канатные конструкции, песочница, корабль и многое другое.

 По пути на площадку обсудите правила безопасного поведения на игровой площадке. Уточните у ребенка: знает ли он что такое игровая площадка, для чего она нужна и почему так называется.

Перед тем как приступить к веселым играм, следуйте простым правилам безопасности:

  • перед началом любой игры на детской площадке не поленитесь осмотреть ее для оценки безопасности: целы ли и надежны аттракционы и тренажеры, нет ли ядовитых растений, животных, ям, грязи и мусора на территории, чистая ли песочница;
  • в теплый период года выбирайте для ребенка обувь с закрытыми пальчиками и пяткой, крепко сидящую на ножке. Другая легко спадает и при падении легко повредить стопу;
  • перед прогулкой проверьте, чтобы у ребенка не было во рту жвачки, а на теле или в карманах острых предметов (сережки, браслеты, часики);
  • обсудите с ребенком в доверительном тоне, как следует вести себя в тех или иных ситуациях: катании на качелях, велосипеде, скатывании с горки;
  • особенно тщательно объясните, что не следует доверять незнакомым взрослым (нельзя разговаривать, что-либо брать, уходить с ними).
  • обязательно проверяйте, чтобы ворота (футбольные, хоккейные, гандбольные), лестницы-радуги, турники (как и качели) были хорошо закреплены и надёжно вкопаны в землю.

А также напомните ребенку правила безопасного поведения:

  • нельзя залезать на горку толпой. Скатываться с нее следует только после того, как предыдущий ребенок скатился и отошел с пути скольжения: только ногами вперед и без наклонов за ограждения.
  • недопустимы игры рядом с качелями и прочим оборудованием, которое используется другим ребенком;
  • нельзя играть с мячом вне предназначенных для этого зон, особенно вблизи транспортных трасс;

Исследуем игровую площадку: предложите ребенку для начала осмотреть игровую площадку, обсудите, какое игровое оборудование будет наиболее подходящим для ребенка.

Время свободных игр: предложите ребенку самостоятельно поиграть на площадке, заранее обсудите где он будет играть, подходит ли данное игровое оборудование возрасту ребенка.

Время отдыха: перед тем как отправиться домой, присядьте с ребенком на лавочку перед водоемом и отдохните. Полюбуйтесь на речную гладь, обсудите проведенное вместе время, узнайте, что больше всего понравилось ребенку и с кем он хотел бы поделиться впечатлениями.

Вопросы для беседы:

  • Что такое детская игровая площадка?
  • Почему так называют?
  • Для чего предназначены детские площадки?
  • Как себя надо вести на детской площадке?
  • В какие игры мы играли?
  • Какая игра больше всего тебе понравилась?
  • С кем ты познакомился на площадке?

После прогулки:

  • побеседуйте с ребёнком об увиденном, спросите, что ему больше всего запомнилось, понравилось; уточните и закрепите представления об увиденном, ответы на возникшие вопросы;
  • предложите ребенку самостоятельно нарисовать или сделать аппликацию увиденного на площадке;
  • сделайте фотоколлаж «Веселая прогулка» и предложите ребёнку рассказать об увиденном бабушкам, дедушкам, друзьям.

 

Желаем Вам веселых, познавательных, интересных прогулок!!! 

 

 

Ботанический сад в Витебске

Ботанический сад в Витебске

Предлагаем вам маршрут выходного дня.

Возраст детей: дети 4-6 лет

Участники проекта:  дети,  родители.

Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту.

Подготовительная беседа «Что такое ботанический сад?»

Прежде чем познакомиться с понятием ботанический сад, нужно узнать, что такое ботаника. Это наука, которая изучает разные растения. А главная задача ботанического сада – сохранение разнообразия растений. В ботаническом саду много разнообразных растений, и они поделены на группы: «Дендрарий» – это деревья и кустарники, «Розарий», «Сад непрерывного цветения», «Садовые растения», «Альпинарий», «Участок полезных растений», «Питомник» и даже есть «Семенная лаборатория».

Рекомендации для родителей: 

  1. При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

  1. Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. 

  1. При выходе из дома:

- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности. 

  1. При ожидании общественного транспорта:

- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине. 

  1. При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото- транспортными средствами;

- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома; 

  1. При посадке и высадке из общественного транспорта:

- впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне. 

  1. При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!

Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами.

Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах! 

   Предлагаем ребёнку осмотреться, как красиво вокруг, «сфотографировать»  эту  великолепную природу.  Придя в ботанический парк, повторите с ребёнком правила поведения в природе. 

  • ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СУЩЕСТВУЮЩИМИ ДОРОЖКАМИ!
  • НЕ ПОВРЕЖДАЙТЕ КОРУ ДЕРЕВЬЕВ!
  • НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ И ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ!
  • НЕ ЛОВИТЕ НАСЕКОМЫХ И ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ!
  • НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ПОСЛЕ СЕБЯ МУСОР!

 

 

 

 

РЕЖИМ РАБОТЫ

Вход на территорию открыт ежедневно с 08:30 до 20:00

ТЕЛЕФОН

+7 (375) 21 236-02-26, +375 (212) 66-02-26

EMAIL

botgarden@vsu.by

АДРЕС ВИТЕБСКОГО БОТАНИЧЕСКОГО САДА

Беларусь, Витебск, Урицкого/25

Как добраться

Ботанический сад расположен в центре города, от автовокзала и железнодорожного вокзала до него около 2,5 км. Доехать от них до места можно на автобусах № 1, 2, 26 и маршрутных такси № 1-т, 64-т. Нужно выйти на остановке «Площадь Ленина».

Из других районов города до остановки довезут автобусы № 6, 12, 18, 19, 21, 25, 30, 37, 106 и троллейбусы № 2, 4, 7, 8, 9, 15.

Также до сада можно доехать на собственной машине или такси: Яндекс.Такси, Сервис 7220 и других.

 

 

Ботанический сад при Витебском государственном университете имени П. М. Машерова — красивый парк, в котором любят прогуливаться и отдыхать жители и гости города. На территории растет около 2,5 тысяч видов и форм растений (одних только деревьев около 350 видов). Сад располагает собственной оранжереей, в которой можно увидеть различные тропические и субтропические растения. Неподалеку от ботанического сада расположена Успенская церковь.

 

История и современное состояние

Официальной датой создания ботанического сада является 1919 год, но есть информация о том, что сад был заложен в Витебске еще в конце XVIII века, со временем владельцы места менялись и вместе с ними его назначение.

Новый ботанический сад занимал более обширную территорию и находился в живописном месте на берегу реки Витьбы. Он должен был стать наглядным материалом для тех, кто изучает ботанику в школах и высших учебных заведениях.

Как и многие другие города, Витебск во время Великой Отечественной войны был сильно разрушен, территория сада находилась в плачевном состоянии. После войны проводились масштабные восстановительные работы, которые позволили вернуть ботаническому саду прежний вид. Сейчас это не только место отдыха, но и научно-исследовательский центр. Работники учреждения изучают редкие виды растений Витебского края.

 

Отдыхающие могут свободно посещать парк, любоваться природой этого места, отдыхать на скамейках, но есть и платные участки — оранжерея и зона с коллекционными растениями.

Природа и ее красота в любое время года делает место популярным не только для прогулок, но и проведения фотосессий — яркость и красота растений в период цветения, осенний парк с листопадом и зимний сад, окутанный снегом, влекут сюда ценителей прекрасного.

 

Каплица, возведенная в 1859 году помещиком Дуниным-Слепстем, долгое время стояла заброшенной. Здание не имело официального статуса историко-культурной ценности. Объяснялось это тем, что в 1939 году каплица была перестроена (у нее появился второй этаж) и не использовалась по первоначальному назначению. В последние годы здание, увитое диким виноградом, чаще всего выступало фоном для свадебных фотосессий. В 2015 году постройку в ботаническом саду собирались снести, однако под давлением неравнодушных горожан процесс остановился. После этого местные власти стали говорить о том, что часовню, возможно, передадут костелу.

В итоге здание выставили на аукцион, и после нескольких неуспешных попыток романтическая «заброшка» в ботаническом саду нашла нового хозяина. Сообщается, что частная компания, купившая здание, намерена превратить бывшую культовую постройку в административное здание.

 

Ботаническая коллекция

В саду периодически высаживают новые растения, некоторые являются довольно экзотическими.

В оранжерее можно полюбоваться различными экзотическими растениями, некоторые из них можно выращивать как комнатные. Красотой в период цветения восхищают азалия, олеандр, цикламен и другие растения. Не только цветами, но и плодами радуют лимон и фейхоа. В оранжерее представлено множество видов кактусов — разных по форме и размерам.

 

 

 

После обзорной прогулки  можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть.

Можно поиграть в  игры, разучить стихотворение.

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Желаем вам приятно провести время!

А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе прогулки было интереснее,  мы предлагаем Вам   дополнительный материал с играми, стихами, загадками, упражнениями.

Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома.

 

ДЕТЯМ НРАВЯТСЯ ЦВЕТЫ Н. Самоний Детям нравятся цветы: Гоше - ГЕОРГИНЫ, Потому что он - Георгий, в этом вся причина; Роза - РОЗЫ обожает, Лиля любит ЛИЛИИ. Любит Ромка лишь РОМАШКИ, в диком изобилии. Мил Максиму алый МАК, а ЖАСМИН - Жаннетте. Любит ИРИСЫ Иринка, больше всех на свете. Симпатичен ЛЮТИК Любе, цветик АСТРА - Асеньке. Лёве мил цветок ЛЕВКОЙ, ВАСИЛЁЧКИ - Васеньке; Наде с Натою - НАРЦИСС, солнышко апреля. А МИМОЗЫ любит Миша, НЕЗАБУДКИ - Нелля. По душе ФИАЛКИ Филе, ОДУВАНЧИК - Оленьке, Маргарите - МАРГАРИТКИ, КОЛОКОЛЬЧИК - Коленьке. Нонна любит НОГОТКИ, ГЛАДИОЛУС - Глаша. Сидор - белую СИРЕНЬ, розовую - Саша. От НАСТУРЦИИ в восторге Настя до безумия, ЛАНДЫШ нравится Ларисе, Пете же - ПЕТУНИЯ. Любит Эдик ЭДЕЛЬВЕЙС, Эля любит тоже, Он ведь цветик гор и скал, на звезду похожий! Поле по сердцу ПОДСНЕЖНИК - любит, рвать не смея; Кузе - милые КУВШИНКИ, Косте же - КОСМЕЯ. А Прасковья влюблена в синие ПРОЛЕСКИ, Мальчик Гия - в ГИАЦИНТЫ, в солнца вешнем блеске. Любит Аннушка АНЮТКИ - цветики-трёхцветики... Любят мамы нас, детишек, мы для них - БУКЕТИКИ!

Стихи про деревья

 "Осинка"

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару

Дайте осинке пальто и ботинки -

Надо погреться

Бедной осинке.

             И.Токмакова

 

"Ива"

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может ива, хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

                        И.Токмакова

 

"Дуб"

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит дуб выносливый,

Значит закаленный.

                      И.Токмакова

 

"Клен"

Клен встречает самым первым

Осени приход.

Кружит в воздухе веселый

Листьев хоровод.

Землю быстро укрывает

Золотым ковром -

Пусть родная засыпает

Долгим зимним сном.

 

Загадки про цветы

 

Замечательный цветок,

Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бпрхатный....

                           (Тюльпан)

На кустах в саду растет,

Запах сладкий, словно мед.

Но нередко льются слезы

Тех, кто рвет их. Это?..

                          (Розы)

Белые лучики в желтой упряжке,

Гадают девчонки на яркой...

                             (Ромашке)

На лужайке, возле леса,

Расцвели цветочки.

Желтые, как солнышко.

На зеленой ножке.

А как только подрастут

Шапочки наденут -

Мягкие, воздушные -

Ветерку послушные!

                       (Одуванчики)

Белая корзинка -

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

                    (Ромашки)

Белые горошки

На зеленой ножке.

                  (Ландыши)

Мы несли грибы в корзине

И еще цветочек синий.

Этот сининький цветок

Назывался......

                     (Василек)

Я в зимнем саду целый день проведу.

Захвачу акварельные краски.

Нарисую.........

                     (Анютины глазки)

 

Загадки про деревья

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит над горой.

                        (Береза)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

                        (Ель)

Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет.

                           (Клен)

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

                         (Рябина)

Когда будет лето

В полном разгаре,

Нам дерево это

"Снежинки" подарит.

                       (Тополь)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

                     (Ива)

Что за дерево стоит-

Ветра нет, а лист дрожит?

                            (Осина)

 

 

 

Физминутка

"На лугу растут цветы"

На лугу растут цветы Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.) К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.) Ветер дует иногда, Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.) Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. (Наклоны.) А потом опять встают И по-прежнему цветут.

 

Пальчиковая гимнастика

"Деревья"

Вот деревья: клен, рябина, липа,    (Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами)

Дуб, береза, вяз,

Ясень, тополь, елка, пихта.  (Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке)

Мы в лесу встречаем вас.

 

Дидактическая игра "Найди пару"

Карточки с изображением разных цветов или деревьев разрезаются пополам. Ребенку раздается одна половинка цветка или дерева. Задача: найти вторую половинку цветка или дерева.

 

Примерные задания после завершения прогулки:

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место. Совместно с ребенком слепите из пластилина цветок или дерево. Предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось.

 

Мемориал "Три штыка"

Маршрут к мемориалу «Три штыка»

 

Маршрут выходного дня «Площадь Победы – мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины или, по-народному, «Три штыка» – парк Победителей».

Уважаемые родители, предлагаем вам маршрут выходного дня!

Возраст детей: 5-7 лет.

Участники: дети, родители.

Вид маршрута: пеший.

Этот маршрут особенный. Он не развлекательный, он – патриотический!

В каждом городе есть объекты, посвященные Великой Победе. Один из самых выдающихся мемориальных комплексов нашего города, который можно посетить семьей и почтить память героев, погибших за освобождение нашей Родины,  монумент «Три штыка» (в народе «Трешка»), который величественно возвышается на площади Победы — самой большой в стране.

Он создан в честь воинов-освободителей, партизан и подпольщиков. Памятник напоминает об ужасах войны и великой жертве советского народа.

Собравшись, посетить с детьми мемориал объясните, что там нельзя кричать, бегать, рвать цветы, а нужно вести себя спокойно. Расскажите о том, что люди приходят на площадь Победы, чтобы отдать дань памяти бессмертному подвигу народа. Заранее расскажите детям о Великой Отечественной Войне, послушайте музыку военных лет, рассмотрите иллюстрации.

Отправляясь в путь,  не забудьте напомнить ребенку правила дорожного движения!

Что рассмотреть с ребенком: площадь Победы, фонтаны, надпись «Подвиг советского народа бессмертен» (объясните, что это означает), сцену, экраны, цветы. Мемориальный комплекс, вечный огонь, какая техника расположена на аллее воинской славы. Посчитайте вместе с ребенком сколько самолетов, танков, пушек и т.д. Прочтите таблички, которые находятся возле каждой военной установки. Обратите внимание какие деревья растут в парке? Рассмотрите колесо обозрения, расскажите для чего оно предназначено.

Расскажите, что 22 июня 1941 года на нашу страну напали полчища врагов – фашистов. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные люди должны им подчиняться. Началась страшная война, которая продолжалась четыре года. Не только солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Очень многие солдаты и мирные жители погибли во время ВОВ. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их со своих земель. Война, которую назвали Великой Отечественной, закончилась в мае 1945 года. Это был Великий день!

Спросите у ребенка, что и где он слышал о войне? Как мы должны относиться к тем людям, которые сражались за нашу Родину и отдали за неё жизнь, должны ли мы помнить о них? Для чего нужен вечный огонь? (огонь символизирует вечную память о павших воинах и горит в любое время суток, в любую погоду).

 

«Площадь Победы»    

 

Поинтересуйтесь у ребенка, как он думает, почему площадь имеет такое название?

Площадь Победы — самая большая площадь города и страны. Ее строили более двух лет. Центральное место на площади занял мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины или, по-народному, «Три штыка». Монумент выполнен в виде трёх обелисков высотой 56 метров, на 6-метровой высоте они объединены рельефно-скульптурным поясом. Внизу горит Вечный огонь. Возле памятника — два бассейна с фонтанами. С двух сторон площади — по пять пилонов, на них нанесены годы войны. К набережной Двины ведут три большие лестницы.

«Мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины»

 

Памятник находится на площади Победы. Он создан в 1974 году.

Мемориальный комплекс включает площадь мемориала, 2 бассейна, 10 пилонов, скульптурные композиции и главный монумент.

Объясните ребенку, что такое пилон - массивный невысокий столб, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию парка и прочего. Мемориал находится ниже уровня площади Победы, к нему ведут 14 ступеней. По сторонам площади установлены по 5 пилонов с датами каждого года Великой Отечественной войны. К главному монументу ведут два бассейна. По центру мемориала, на берегу Западной Двины возвышается главный монумент –  «Три штыка»,  56-метровых обелиска, суженные вверху (это высота двух девятиэтажных домов). Не просто так в народе этот монумент называют «три штыка» – штыки символизируют три силы, которые победоносно громили врага: воины Советской армии, партизаны и подпольщики. На высоте пяти метров пилоны объединены, на гранях  отлиты рельефы: «Воины», «Партизаны», «Подпольщики». Изнутри пилоны обелиска соединены кольцом с надписью «Слава героям». А под ним, на символичном постаменте в форме пятиконечной звезды, зажжен Вечный огонь – как дань памяти трагическим страницам истории Витебска, мужеству горожан и всего советского народа. К реке от монумента ведут 3 лестницы. Отдав дань памяти подвигу советского народа у мемориала "Три штыка", предлагаем вам неторопливо прогуляться  по Парку Победителей.

 

В парке есть не только аттракционы, но и аллея воинской славы. При входе в аллею рассмотрите надпись на камне. Напомните детям правила поведения возле дороги, так как аллея находится рядом с проезжей частью.

В Парке Победителей вы не только сможете окунуться в удивительный мир впечатляющих видов Витебска, но и прогуляться по Аллее воинской славы, где представлена боевая техника периода Великой Отечественной войны. Военная авиация, десантная техника, танки, артиллерия. Возле каждого экспоната военной техники висит табличка с описанием. Вся техника расположены тремя группами.

В первой группе танк Т-34-85, САУ СУ-100, зенитка 52-К, три пушки ЗИС-3, миномёт ПМ-38, гаубицы М-30 и Д-30, пушка ЗИС-2 на странных колёсах и две пушки Д-44.

На параллельной аллее стоит авиатехника. Вертолёты Ми-2, Ми-8 и Ми-24, а так же истребитель МиГ, крыльями похожий на МиГ-15, а всем остальным на МиГ-17...

Третья группа - четыре единицы лёгкой бронетехники. БТР-60, БРДМ-2 с макетом минибашни поверх люка, выдающего в ней 9П148 (или что-то подобное), БМД-1 и 2С9 Нона.

После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочке, отдохнуть, или посетить аттракционы, которые тянутся вниз многометровой полосой от «Трёх штыков» вдоль берега Западной Двины.

Если в вашей семье имеются воевавшие родственники, расскажите о них ребенку.

Возвращаясь домой, поинтересуйтесь у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он еще вернуться к мемориальному комплексу, интересно ли ему посетить ещё какое-нибудь памятное место. Дома вместе с ребенком нарисуйте памятник или любой объект, который увидели во время прогулки.

 

Белорусский театр "Лялька"

Маршрут выходного дня «Белорусский театр «Лялька».

Возраст ребенка: средний дошкольный возраст.

С собой берем: питьевую воду, фотоаппарат или телефон с камерой, деньги.

 

Уважаемые родители!

Кукольный театр заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребенка.

Кукольный театр - это еще и целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это - сцена, занавес, кулисы, куклы. Знакомство со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.

 

Почему стоит посетить?

Кукольный театр в Витебске непременно стоит посетить и детям, и взрослым. По словам посетителей, представления в Белорусском кукольном театре всегда приводят детей в восторг. Это обусловлено не только грамотным подходом к постановке произведений, но и тем, что актеры театра действительно вкладывают душу в реализацию сценария. Также стоит отметить, что афиша в Белорусском кукольном театре довольно обширная, поэтому выбрать интересный Вашему ребенку спектакль не составит никакого труда.

Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она - реальность, ожившая сказка.

 

Как добраться?

Кукольный театр в Витебске располагается по адресу: улица Пушкина, 2. До этого места весьма просто доехать на общественном транспорте: рядом есть остановка общественного транспорта «Драмтеатр имени Якуба Коласа», к которой следуют: автобусы № 1, 2, 3, 7, 10, 14, 22, 26, троллейбусы № 1,3, 4, 5, множество маршрутных такси, а также, можно добраться на личном автомобиле. Чтобы выстроить точный маршрут, можно ввести в навигатор координаты театра.

 

Режим работы и билеты в кукольный театр Витебска в 2022 году:

Касса Белорусского кукольного театра работает со вторника по пятницу с 10:00 до 18:00, по выходным до 13:00. Стоимость посещения театра зависит от выбранного спектакля, а также от дня посещения (от 7 BYN до 7.50 BYN).

 

С афишей театра можно ознакомиться, используя QR-код

 

Также в кукольном театре, есть возможность посетить музей театральных кукол.

 

 

 

В выставочном зале представлены бережно сохраненные куклы из лучших спектаклей. В течение года экспозиция частично меняется. В фондах музея хранятся редчайшие материалы, связанные с историей театра кукол: макеты декораций, эскизы, фотографии, афиши и программки спектаклей.

Музей открыт для посетителей за 45 минут до начала каждого спектакля, а также в антрактах и после окончания спектакля.

Вход в музей свободный при наличии билета на спектакль.

Выходной – понедельник.

 

Содержание беседы с ребенком перед выходом на маршрут:

Уточните у ребёнка, какие правила дорожного движения необходимо соблюдать при движении по городу (передвигаться по правой стороне тротуара, при переходе проезжей части посмотреть сначала налево, а затем направо, переходить дорогу только по пешеходному переходу со взрослым). Вспомните с ребёнком правила поведения в общественных местах (на улице и в общественных местах разговаривать без крика, не шуметь, не мешать другим людям; придерживаться чистоты в общественных местах – не мусорить, не плеваться; беречь общественное и чужое имущество).

 

По дороге в театр предлагаем поиграть в такие игры с ребенком как:

  1. Кто работает в театре?

Уточнить знания детей о профессиях людей, работающих в театре. Например:

- Кто главный в театре?

- Кто играет в спектаклях?

- Кто работает в буфете?

- Кто работает в гардеробе?

- Кто помогает зрителям найти свои места в зале?

- Кто руководит оркестром? и т.д.

  1. Подбери слова.

Совершенствовать знания детей о театре. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

Например:

оркестровая         яма,

зрительный          зал,

театральный        бинокль,

кукольный…

  1. Прогулка.

Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление и т.п.).

Например: - Представь и покажи, как мы удивимся, если в театре встретим друга (ребенок изображает удивление) и т.д.

  1. Играем в сказку. Расскажи сказку…

Развивать творческое воображение и фантазию.

Разыгрываем по ролям известную для ребенка сказку. («Репка», «Теремок» и др.)

После совместного посещения театра побеседуйте с ребенком, посмотрите фотографии, которые вы вместе сделали. Спросите, что запомнилось в театре больше всего. Вспомните самые яркие впечатления. Проведите творческую работу (рисование, аппликацию).

Приятного Вам отдыха!!!