Памятка «Правила общения с людьми с ограниченными возможности»

ПАМЯТКА

 «Правила общения с людьми с ограниченными возможности»

 

При взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями должны соблюдаться общепризнанные принципы общения:

- уважительность;

- гуманность;

- вежливость;

- неразглашение медицинской тайны;

- конфиденциальность;

- невмешательство в сферу личной жизни гражданина;

- должен преобладать индивидуальный подход к человеку

 

Правила при общении с человеком с двигательными нарушениями:

- не нужно брать технические средства реабилитации, перемещать их, не получив на то разрешения со стороны человека с ограниченными возможностями;

- необходимо всегда спрашивать, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее;

- необходимо всегда убеждаться в доступности мест, где запланированы мероприятия;

- если существуют архитектурные барьеры, следует предупредить о них;

- по возможности общаться с человеком на коляске на одном уровне;

- при взаимодействии с такими людьми опора должна быть на сильные стороны

 

Правила при общении с человеком с нарушениями слуха:

- необходимо найти место, где влияние посторонних шумов или разговоров других людей минимально;

- расположиться необходимо со стороны средства индивидуального усиления звука;

- общаясь, смотреть в глаза собеседника, так легче проводить считывание с губ;

- говорить нужно спокойно, четко, ясно и ровно;

- выражаться нужно конкретно и ясно, формулируя не сложные вопросы;

- при привлечении внимания, слегка коснуться его плеча;

- можно предложить другой формат общения – письменную речь

 

Правила при общении с человеком с нарушениями зрения:

- следует обозначить факт обращения к незрячему человеку (дотронуться до его плеча и назвать его по имени);

- подойдя к такому человеку, нужно обязательно назвать себя и представить других собеседников;

- если незрячий человек выразил готовность принять помощь, нужно предложить ему взять вас за руку;

- предлагая такому человеку сесть, не нужно усаживать его, а направить руку на спинку стула;

- осуществляя помощь, следует направлять человека, а не «тащить его за собой», предупреждая о препятствиях;

- не следует перемещать мебель, документы и другие объекты, не предупредив об этом

 

Правила при общении с человеком с нарушениями речи:

- нельзя игнорировать людей, которым трудно говорить;

- не следует перебивать и поправлять такого человека;

- не стоит пытаться ускорить разговор, при недостаточности времени, лучше, извинившись, договориться об общении в другой раз;

- необходимо задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка;

- если не удалось понять собеседника, нужно попросить его произнести слово в более медленном темпе;

- если затруднена устная речь, использовать письменную речь, жестикуляцию, демонстрацию

 

 Правила при общении с человеком с интеллектуальными нарушениями:

- при взаимодействии с таким человеком необходимо смотреть в лицо собеседнику;

- следует проявить терпение, такт, внимательно относиться к собеседнику;

- если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, следует спокойно спросить его, чем ему помочь;

- использовать ясный язык, выражаться точно и по делу, не использовать длинных фраз;

- начинать говорить, только убедившись, что собеседник закончил свою мысль;

- говорить в ровном, неторопливом темпе, используя понятные слова, произнося их четко

ГРАФИК РАБОТЫ педагога - психолога

ГРАФИК РАБОТЫ

педагога - психолога

Христич Елены Николаевны

День недели

Время работы

Понедельник

08.00-16.30

Вторник

08.00-16.30

Среда

08.00-16.30

Четверг

10.30-19.00

Пятница

08.00-16.30

Консультирование законных представителей

Понедельник 8.00-9.00

Среда

17.00-19.00

Консультирование педагогов

Вторник

13.00-14.00

Четверг

13.00-14.00

Пятница

13.00-14.00

Обеденный перерыв

12.30-13.00

Детский дом семейного типа

Отдел по образованию администрации Первомайского района                          г. Витебска приглашает на работу родителей-воспитателей детского дома семейного типа
 
Детский дом семейного типа - это семья, принявшая на воспитание от 5 до 10 детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.
Профессия родителя-воспитателя включает: официальное трудоустройство, заработную плату, отпуск 56 дней, трудовой стаж, государственное пособие на несовершеннолетнего ребёнка. Родителям-воспитателям предлагаются комфортные условия работы, достойная оплата труда, профессиональная поддержка психологов и педагогов.
Для создания детского дома семейного типа выделяется жилое помещение, в котором проживает семья родителей - воспитателей и воспитанники. 
Подбор кандидатов на должность родителей воспитателей осуществляет отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска.
Требования к потенциальным родителям:
- возраст от 25 до 45 лет,
- трудолюбие,
- любовь к детям. 
Осуществить детскую мечту о маме и папе и подарить детям любящую семью, став родителями-воспитателями, может любая семейная пара!
 
Куда обращаться?
210002, г. Витебск, ул. 1-я Пролетарская, 14 (каб. 515).
Тел.:+375212261799+375212643354
электронная почта: opeka@pervroo-vitebsk.gov.by

Приемная семья

Приемная семья

Приемная семья – это форма профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Приемные родители – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей.

Для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные семьи – это возможность:

  • реализоватьсвое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;
  • получить шанс на возвращение в родную семью: приемные родители профессионально работают над укреплением связей детей с их родителями, помогают родителям детей восстановиться в родительских правах и растить детей в родной семье;
  • не утрачиватьродственные связи и возможность расти и общаться с родными братьями и сестрами (детям из многодетных семей подыскивается приемная семья, чтобы не разлучать братьев и сестер);
  • жить и воспитыватьсяв своем городе, районе (где живут его родители), продолжать посещать тот же детский сад, школу и др.;
  • общатьсяс биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;
  • успешнее социализироватьсяв обществе;
  • быть усыновленными(при наличии правового статуса);
  • получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

Кто может стать приемным родителем:

Приемными родителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

- лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями;

- лиц, лишенных родительских прав;

- бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

- лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

- лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

- лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители педагогического, психологического, медицинского образования, а также положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

Приемными родителями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка.

 

Как стать приемным родителем

Шаг 1. Предоставьте в отдел по образованию по месту жительства:

-заявление;

-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители;

-свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, состоит в браке;

-медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов в семьи кандидата в приемные родители;

-письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним;

-сведения о доходе за предшествующий год.

Шаг 2. Пройдите обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, передаваемых на воспитание в приемную семью. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью.

Пока Вы проходите обучающие курсы, управление (отдел) образования запросит из компетентных органов сведения, характеризующие Вашу правоспособность быть приемными родителями (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители.

 Шаг 3. Если Вы успешно освоили обучающие курсы, получили справку об обучении, познакомьтесь с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей. Специалист по охране детства управления (отдела) образования расскажет Вам обо всех сторонах деятельности приемного родителя.

Шаг 4.  Отдел по образованию предоставит Вам, как кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые живут на территории района и могут быть переданы на воспитание в приемную семью. По направлению для знакомства с детьми познакомьтесь с ними, установите контакт. Познакомиться с детьми по направлению можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района. 

Шаг 5. После вынесения  местными исполнительными и распорядительными органами решений о передаче ребенка (детей) в приемную семью, управление (отдел) образования заключает с приемным родителем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива отдела по образованию. Ознакомьтесь с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.

 Шаг 6. Приемная семья является объектом постоянного психолого-педагогического сопровождения со стороны работников школ и дошкольных учреждений, которые посещают дети-воспитанники, специалистов местного социально-педагогического центра, отдела по образованию по месту жительства. Приемные родители как педработники, ведут документацию, посещают методические объединения и иные мероприятия, организуемые нанимателем для повышения компетентности и квалификации работников, совместно со специалистами составляют и реализуют План развития семьи. Получить помощь по самым разным вопросам, связанным с воспитанием детей или выполнением должностных обязанностей приемный родитель может в отделе по образованию, социально-педагогическом центре, в учреждении образования, которое посещают воспитанники приемной семьи.

 

Контактная информация: отдел по образованию администрации

Первомайского района  г. Витебска,

г. Витебск, ул. 1-я Пролетарская, д.14

контактные телефоны: 80212 64-33-68, 80212 26-17-99

 

Замещающая семья

Для ребенка семья – это мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать.

В Республике Беларусь существуют различные формы устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так называемые замещающие семьи. Выделяют следующие виды замещающих семей:

опека (попечительство) – принятие ребенка в семью на правах подопечного. Опекун выполняет обязанности по уходу, воспитанию и обучению ребенка на безвозмездной основе. На содержание ребенка выплачивается пособие, размер ежемесячных выплат определяется государством и пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги. Устанавливается опека по решению органа опеки и попечительства управления образования администрации района по месту жительства.

приемная семья – временная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  на воспитание в семью, которая образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью и трудового договора. Приемный родитель получает заработную плату  и пособие на содержание ребенка, время работы зачисляется в трудовой стаж, имеет право на оплачиваемый отпуск, премии, обязан ездить на курсы повышения квалификации. Общее число детей, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать 4 человек.

детский дом семейного типа (ДДСТ) –  семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Государство заботится о создании благоприятных жилищных условий, выплачивает денежное пособие на содержание детей. Супруги зачисляются на работу в должности родителя-воспитателя, которая оплачивается согласно существующим нормам. Родителю-воспитателю время работы в ДДСТ зачисляется в трудовой стаж, он имеет право на трудовой отпуск, премии и т.д.

- патронатное воспитание, форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

Замещающими родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);

лиц, лишенных родительских прав;

бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

На должности приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства.

 Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации  родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

 Приемными родителями, родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.

На воспитание в замещающие семьи передаются:

- дети, родители которых умерли;

- дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах;

- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут осуществлять их воспитание и содержание;

- дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы и др.

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ

Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.

Вопросы создания и функционирования приемной семьи и детского дома семейного типа регулируются  Положениями о приемной семье и ДДСТ, утверденными постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 г. № 1678 и от 28.02.2006 г. № 289 соответственно.

Для детей, утративших родные семьи,  помещение в приемные семьи и ДДСТ – это возможность:

реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;

не утрачивать родственные связи и возможность общаться с родными братьями и сестрами;

жить и воспитываться в своем городе, районе, продолжать посещать тот же детский сад, школу, профессиональное училище и др.;

общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;

- успешнее социализироваться в обществе;

- быть усыновленными (при наличии правового статуса);

- получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

Как стать приемным родителем, родителем – воспитателем ДДСТ.

Если Вы хотите стать  приемным родителем, родителем воспитателем ДДСТ необходимо:

Шаг 1. представить в управление (отдел) образования по месту жительства предоставить пакет документов, указанный ниже  в таблице 1.

Шаг 2. Управление (отдел) образования в 5-дневный срок со дня Вашего обращения запрашивает из компетентных органов необходимые о Вас сведения (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители, родители – воспитатели.

Шаг 3. Управление (отдел) образования организует для кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели  ДДСТ проведение обучающих курсов (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересовприемных детей (далее - обучающие курсы). Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью и ДДСТ.

Шаг 4. Кандидаты в приемные родители, родители-воспитатели, прошедшие обучающие курсы и получившие справку об обучении могут быть ознакомлены с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей.

Шаг 5. Управление (отдел) образования предоставляет кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района и выдает направление для знакомства с ними. Познакомиться с детьми, на которых выдано направление, можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района .

Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метра на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.

Если, необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует,  управление (отдел) образования информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в управлении (отделе) образования направление на знакомство с детьми.

Шаг 6. После вынесения местными исполнительными и распорядительными органами решений о передаче ребенка (детей) в приемную семью, создании детского дома семейного типа, управление (отдел) образования заключает с приемным родителем и родителем-воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю, родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива управления (отдела) образования. Вас обязательно ознакомят с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.

 Необходимы документы для того, чтобы принять детей на воспитание в замещающие семьи указаны в таблице 1.

 

Таблица 1

Приёмная семья

Опекунская семья

Патронатное воспитание

 

заявление

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители

свидетельство о заключении брака - в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке

медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов семьи кандидата в приемные родители

письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей)

сведения о доходе за год, предшествующий передаче ребенка (детей) в приемную семью

 

заявление

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в опекуны (попечители)

автобиография кандидата в опекуны (попечители)

одна фотография заявителя размером 30 x 40 мм

медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в опекуны (попечители), а также членов семьи кандидата в опекуны (попечители)

документы, подтверждающие отсутствие у ребенка родителей либо наличие другого основания назначения опеки (попечительства)

письменное согласие родителей (единственного родителя) на назначение ребенку опекуна (попечителя) - в случае установления опеки (попечительства) над ребенком, родители которого не могут исполнять родительские обязанности по уважительным причинам (командировка, заболевание и другие)

свидетельство о заключении брака - в случае, если кандидат в опекуны (попечители) состоит в браке

письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в опекуны (попечители), проживающих совместно с ним

заявление

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в патронатные воспитатели

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность совершеннолетних лиц проживающих совместно с кандидатом в патронатные воспитатели

 

 Органы опеки и попечительства проводят обследование условий жизни кандидатов в приемные родители, опекуны, патронатные воспитатели, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности приемных детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни указанных кандидатов. В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов и условия для совместного воспитания братьев и сестер.

Если Вы желаете принять детей на воспитание в приемную семью, то Вам также будет необходимо пройти соответствующее обучение (подготовку) в социально-педагогическом центре г. Витебска, включающую знания о функционирования приемных семей, выработку умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приемных детей, подготовке приемных детей к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем приемных детей. По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов для приёмных родителей и после получения результатов психологической диагностики кандидатов в опекуны, отдел по образованию предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района (города), и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и знакомства с ними.

Для принятия детей под опеку в семью, не имеющую с несовершеннолетним кровных родственных связей, необходимым условием является прохождение психологической диагностики кандидата в опекуны.

После знакомства с ребенком (детьми) кандидаты в приемные родители, опекуны (попечители) обращаются сектор охраны детства отдела по образованию администрации Первомайского район г.Витебска с заявлением о передаче им на воспитание конкретного ребенка (детей).

 

По всем интересующим вопросам обращайтесь в отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска.

Адрес: г.Витебск, ул. 1-я Пролетарская, д.14 (каб.508-510).

Контактные телефоны 8 (0212) 64-33-50, 64-33-59, 64-33-68.

Личная территория ребёнка

Личная территория ребёнка

 

Личная территория – это та небольшая область, которая тесно окружает наше тело и обладает невидимыми границами, это то, что мы часто хотим сохранить только для себя. Вы можете измерить ваше личное пространство, если расставите руки или вытянете их перед собой, и вот это пространство между телом и рукой и является вашим личным. Когда кто-то, кого вы не знаете, входит в ваше личное пространство, вы можете чувствовать себя некомфортно или чувствовать, что эти границы нарушаются. Но если член вашей семьи или близкий друг обнимает вас или держит за руку, тесно соприкасается при общении, вы можете чувствовать себя в безопасности.

Личное пространство новорожденного

        Для новорожденного личного пространства как такового не существует, поскольку он не ощущает границы между собой и другими, и в течение первого месяца жизни малыши еще не знают, что обладают собственным телом, отличным от других людей. Но между вторым и шестым месяцами ребенок начинает замечать, что он и мама – это разные объекты, и это осознание – одно из первых удивительных открытий: есть граница между собой и другими. Именно по этой причине малыши могут отчаянно страдать, если мама или тот, кто за ними ухаживает, исчезают из их поля зрения. Но именно благодаря этому опыту разделения дети в возрасте от шести до восемнадцати месяцев постепенно начинают признавать себя как личность, которая отличается от других, и выделять свое собственное личное пространство.

Трехлетний ребенок: возрастные изменения

         К трем годам дети уже достаточно хорошо умеют держать дистанцию в отношении взрослых, которые не являются близкими. Для детей этого возраста уже важно, чтобы другие признавали их личную территорию. Кроме того, развивается чувство собственности («это моё!»), которое позволяет им ограничивать доступ других в свое личное пространство.

       Исследования показали, что для мальчиков это более важно, чем для девочек, их личное пространство больше. И все дети уже умеют различать разные ситуации и варьировать свое личное пространство – например, в зависимости от того, игра это с друзьями на площадке или визит к врачу.

 

 

 Помогаем ребенку изучить правила личного пространства

       Понимание личного пространства и уважение чужого личного пространства являются необходимыми социальными навыками для ребенка. Трудности в понимании и освоении этих навыков могут стать для ребенка серьезной проблемой в детском саду или в школе.

Стоит обратить внимание, если ребенок:

  • боится подойти близко к доске в школе, к столу учителя, к воспитателю;
  • садится за стол слишком близко к другим детям;
  • на детской площадке стоит слишком далеко от других и не может нормально участвовать в игре;
  • в саду садится далеко, когда воспитатель читает книжку, занимается с детьми.

Для того чтобы помочь ребенку усвоить правила личного пространства, родители могут организовать для него несложное обучение:

  • вытянуть руки и показать, что такое личное пространство;
  • обсудить с ребенком, в каких случаях и с кем ему комфортнее быть ближе, дальше;
  • показывать на фотографиях, что такое пространство между людьми, какое расстояние можно считать уместным, а какое нет («он стоит слишком близко», «этому мальчику, по-моему, неудобно»);
  • пояснять ребенку, почему важно уважать свое и чужое личное пространство, например, никогда не входить в чужой дом, комнату без разрешения или никогда не трогать личные вещи другого человека без его разрешения.

Повседневная жизнь дома

         Ребенок нуждается в своем пространстве, даже если он делит комнату с родителями, братьями и сестрами. Он нуждается в своем личном материальном окружении (одежда, игрушки, деньги). Ему нужна уверенность в том, что это не будет использоваться кем-то другим без его согласия. Полезно стучать в дверь и ждать ответа, приглашения, если вы хотите войти в комнату, где живет ребенок (занимается, играет), начиная с его 5-6 лет, так же как и его надо приучать поступать так по отношению к другим детям и взрослым.

Для этого родителям необходимо организовать позитивное и эффективное учебное, игровое личное пространство вокруг ребенка:

  • при отсутствии достаточного места используйте кровать-чердак, модульные системы, создавая личное пространство для ребенка;
  • оставьте на столе и в столе ребенка то, что ему принадлежит, но только то, что поможет ему сосредоточиться на его интересах, увлечениях, учебе;
  • обеспечьте ребенка удобным, эргономичной формы стулом, а также хорошим освещением;
  • приучите ребенка содержать свою мебель в порядке;
  • повесьте доску около стола, на которую можно вывешивать рисунки, сертификаты, оценки, отчеты, словом все, что отображает его достижения и планы;
  • предложите ребенку подписать то, что ему хочется, то, что ему принадлежит, например, повесить рисунок с именем ребенка на кровать, на шкафчики, повесить фотографии, которые ему нравятся.

           Таким образом, у ребенка создается безопасное место, личная территория, где он может играть, думать, выражать свои чувства, созидать.

Рекомендации детского психолога для родителей в период адаптации детей к условиям дошкольного учреждения

Рекомендации детского психолога для родителей в период адаптации детей к условиям дошкольного учреждения

 

Рекомендации

детского психолога

для родителей в период адаптации детей к условиям дошкольного учреждения

 

  • Отправляйте ребенка в ясли только здоровым. 
  • Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания (самостоятельно пить из чашки, пользоваться горшком и т. п.).
  • Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с дошкольным учреждением.
  • Обеспечьте в выходные дни дома для него такой же режим, как и в детском саду.
  • Старайтесь создать положительный образ воспитателя: «Какая добрая Мария Ивановна! Как ее любят дети!»
  • Дайте ребенку с собой любимую игрушку.
  • Облегчите малышу задачу самообслуживания удобной одеждой и обувью с простым способом одевания.
  • Оставляя ребенка в дошкольном учреждении, постарайтесь бытьспокойными и уверенными сами, так как малыш может уловить Ваше беспокойство и будет расстраиваться еще больше.
  • Будьте тверды и последовательны в своих поступках, не    позволяйте ребенку манипулировать собой и вынуждать        забирать  его  домой без всякой необходимости.
  • Не затягивайте расставание долгими объяснениями, поцелуями и сладкими обещаниями.
  • Придумайте и отрепетируйте несколько способов прощания с ребенком, например воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, обоюдное поглаживание по спинке.
  • В первые дни не спешите сразу унести ребенка домой. Побудьте с малышом на участке дошкольного учреждения, вместе посмотрите, как играют дети.
  • Ни в коем случае не обманывайте ребенка и не уходите тихо и  незаметно. Это вызовет глубокие переживания, возможно, истерику и может его сильно травмировать. Ребенок поймет, что Вам нельзя доверять, у него могут возникнуть страхи.
  • Поддерживайте дома спокойную обстановку, не перегружайте ребенка новой информацией, не посещайте многолюдные места и не принимайте дома шумные компании.
  • Не демонстрируйте излишнюю подозрительность, спрашивая, не обижают ли малыша в яслях.
  • Избегайте прямых вопросов: «Что вы сегодня делали? Что вы ели? Как ты себя вел?» Спросите: «Вы сегодня лепили или рисовали? На завтрак была каша или яйцо? »

 

Желаем вам успеха и терпения!

Как справиться с гиперактивным ребенком?

Как справиться с гиперактивным ребенком?

Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такие дети часто неловки в своих движениях, у них слабая координация, слабый мышечный контроль. Такому ребенку очень трудно сосредоточиться на чем-то одном, он легко отвлекается, задает очень много вопросов, пытается заниматься несколькими делами одновременно, может начать играть в какую-нибудь игру, а затем переключиться на что-то другое. Иногда кажется, что энергии этого ребенка хватит на нескольких детей.

  Очень часто такие дети испытывают трудности в учебе, в поведении. Все это связано с затруднениями в сосредоточении внимания, в восприятии зрительных, слуховых, иногда тактильных образов. Двигательная несогласованность вызвана недостаточной координацией связи глаза-руки, что сказывается на неспособности легко и правильно писать. Все эти трудности неизбежно приводят к формированию низкой самооценки и раздражительности у ребенка. Многие взрослые нетерпеливы при общении с такими детьми, не могут спокойно выдержать их поведение. Они пытаются успокоить ребенка, подавить его психическую и физическую активность. Очень часто применяют физические наказания, которые не оказывают положительного влияния на ребенка. В результате этого он становится более раздражительным и агрессивным и менее управляемым. Ребенку, который лишен возможности проявлять свои чувства и эмоции, трудно быть спокойным и сосредоточенным, ему трудно концентрировать внимание. У детей с повышенной активностью слабо развиты навыки социального взаимодействия, у них мало друзей-сверстников и затруднено общение со взрослыми.

       Причиной гиперактивности может быть и патология беременности мамы, сложные роды и тому подобное. Следует отметить, что не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы одновременно подтверждал диагноз гиперактивности.

 

Ошибки, с которыми сталкиваются родители:

  1. Разность подходов в воспитании в семье (бабушки, дедушки, папы и мамы).
  2. Недостаток эмоционального тепла.
  3. Отсутствие знаний и навыков управления агрессией.
  4. Непоследовательность требований предъявляемых ребенку.

 

 

Пути преодоления гиперактивности у детей:

  1. Обратиться к специалисту, который сможет помочь вашему ребенку и обучить вас. Это: психологи, психотерапевты, психоневрологи.
  2. Составить список запретов и четко следовать ему.
  3. Составить план, что надо проконтролировать сегодня, через неделю и т.д.
  4. Работу с агрессией необходимо проводить регулярно (это улучшит эмоциональное и физическое состояние ребенка).
  5. Установить четкий распорядок дня. Ребенок должен знать, когда и что ему делать (четкое планирование деятельности ребенка является лучшей профилактикой нарушений психики и деятельности нервной системы).
  6. Больше времени общаться с ребенком, вникая в его проблемы, решая их вместе с ним. Играть с ним в детские игры.
  7. Необходимо обучиться спокойному и мягкому общению со своим ребенком. При выполнении домашней работы, заданий недопустимо использование криков, приказаний, а так же восторженных интонаций, громких слов. Такой ребенок очень чувствителен к повышенному тону и поэтому он быстро и эмоционально среагирует на то, что будет ему сказано. Это станет препятствием для дальнейших успешных действий.
  8. Для того чтобы такой ребенок выполнял какие-либо указания и просьбы необходимо научиться давать ему инструкцию. Они должны быть немногословными (содержать не более десяти слов).
  9. Запрещая что-либо, надо помнить о том, что запретов должно быть немного, и они должны быть заранее оговорены с ребенком. Запреты должны быть сформулированы в четкой форме. Ребенок должен знать о последствиях нарушения этих запретов.
  10. Для гиперактивного ребенка существуют ограничения при просмотре телевизионных передач и длительных занятий на компьютере (чем больше времени он проведет за компьютером, тем выше будет его эмоциональное возбуждение, тем труднее будет его успокоить).
  11. После того, как ребенок пришел домой, ваше внимание должно быть отдано ему, хотя бы в течение одного часа. За это время ребенок сможет выговориться и поделиться с вами тем, что его беспокоило в течение дня.
  12. Необходимо помнить о том, что перед сном (за 2-3 часа) полезно спокойно прогуляться, поговорить с ребенком, выслушать его рассказ.
  13. Необходимо регулярно проводить легкий успокаивающий массаж и выполнять упражнения на расслабление с целью снятия избыточного напряжения.
  14. Такие дети подвержены страхам. Им необходима ваша поддержка и одобрение.
  15. Учитесь общаться со своим ребенком. Любите его. Говорите ему ласковые и ободряющие слова, чаще обнимайте.

Мастер класс "Чудеса на песке "

Песочная терапия для детей вносит существенный вклад в развитие познавательных и творческих способностей, речи, мелкой моторики и тактильной чувствительности. В нашем учреждении, детском саду №18 г. Витебска, прошёл мастер класс "Чудеса на песке " под руководством педагога - психолога Христич Елены Николаевны.

 Песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять стресс. Совместная игра и творчество с родителями благотворно влияют на отношения в семье.

 

Советы педагога-психолога