Пальчиковая гимнастика и речевое разитие ребёнка

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

 
            Все движения организма и речевая моторика имеют единые меха­низмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывает­ся на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сфе­ры, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
           Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребе­нок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
           В одном современном журнале попалась на глаза фраза: «В Японии малыши начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца». Но почему же мы забыли о наших русских народных играх типа «Сорока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества? Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку, что все но­вое - это хорошо забытое старое.
       Будьте внимательны! Следует обратиться к детско­му врачу и срочно принять меры для развития движений рук, если:
 
  • к 3,5 месяцам ребенок не тянется к увиденному предме­ту одной или двумя руками, кисти раскрыты;
  • к 4 месяцам он не сводит ручки по средней линии, не разгля­дывает их, не играет ими;
  • к концу 5 месяца малыш не может уверенно протянуть руку к игрушке, не тянет предмет, находящийся в руке, в рот;
  • к концу 6 месяца он не может ухватить кубик, не перекла­дывает предмет из руки в руку;
  • к концу 7 месяца не вращает кистью с удерживаемой иг­рушкой;
  • к концу 8 месяца ребенок не может удержать между указа­тельным и большим пальцами пуговицу;
  • к концу 9 месяца не хлопает в ладоши, не пытается само­стоятельно пить из чашки;
  • к концу 12 месяца не бросает предметы в игре, не берет мелкий предмет двумя пальцами, не может подать игруш­ку взрослому;
  • в 1 год 2 месяца не пытается рисовать каракули;
  • к 1 году 5 месяцам не ставит кубик на кубик, не пытается собрать пирамидку;
  • к 1 году 7 месяцам не разворачивает завернутый в бумагу предмет;
  • к концу 1 года 8 месяцев не ставит 3 кубика друг на друга, не может чертить прямые линии;
  • к концу 2 года не может отвинтить крышку от банки, не пытается остановить катящийся к нему мяч;
  • к 3-м годам не может перелить жидкость из одной емкос­ти в другую, не нанизывает на шнур большие бусины, не режет бумагу ножницами, не может раскатать пластилин.