Как организовать логопедические занятия дома

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ДОМА

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребен­ком до того, как у вас появится возможность получить квалифициро­ванную помощь. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадо­биться.

  • Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гим­настики.
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «По­суда», «Мебель» и т. п.).
  • Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы не­больших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транс­портных средств, кукольную посуду и т. д.
  • Разрезные картинки из двух и более частей.
  • Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (кра­сочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.)
    Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
  • Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пла­стилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т. д.
  • Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
           Основная трудность для родителей - нежелание ребенка занимать­ся. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

           Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побесе­довать» с малышом.
           Редкий маленький ребенок будет сидеть на месте и впитывать зна­ния. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показы­вать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или ка­чаться на своей любимой качалке-лошадке.
           Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат заня­тий обязательно проявится.

Советы логопеда

          Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся игры:
  • на развитие мелкой моторики,
  • артикуляционная гимнастика (лучше 2-3 раза в день),
  • игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
  • игры на формирование лексико-грамматических категорий.
          Количество игр — 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой мото­рики и артикуляционной гимнастики.
          Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.
          Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.
          Длительность занятия без перерыва не должна пре­вышать 15 минут!
          Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспри­нимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентри­роваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и ни привлека­ли все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо пре­кратить или прервать на некоторое время.
Лучшее время для занятий — утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Разбейте блок игр и упражнений, которые вы запланировали на день, на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционные гимнастики проведите утром, развитием речи поза­нимайтесь на прогулке, а развитием фонематического слуха - во вто­рой половине дня.
           Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.
           Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.
«Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно.  Проверено! Чтение перед сном становится лю­бимым занятием малыша — ведь еще 15-20 минут можно пободрство­вать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Жела­тельно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.
            Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.
            Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит дви­жения ваших губ, запоминает их.
Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начина­ния малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту».
           Если же вы строго скажете, что это не «ту-ту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.
           Не бойтесь начинать! Заведите тетрадь, где будете планировать за­нятия на каждый день. У каждой недели должна быть своя лексическая тема («Игрушки», «Весна» и т. д.). Все игры подбираются соответствен­но ей. Вы  должны подбирать тему в соот­ветствии с тем временем года, когда начнете занятия. Глупо говорить с ребенком, например, о снеге летом, ведь он, возможно, уже и забыл, что это такое.
           Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) слож­ные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они представлены в пособии.
           Пользуйтесь дополнительной литературой! Если вас действительно волнует развитие вашего ребенка, вы захотите прочесть что-нибудь о речевых нарушениях и способах их преодоления.

Для того, чтобы эффект применения игр в домашних условиях был наилучшим, следует играть в них, учитывая «Золотые правила».

«Золотые правила».
  1. Начинайте работу и завершайте её только при хорошем настроении у ребёнка и у взрослого.
  2. Следите за тем, чтобы у игроков было хорошее освещение рабочего места и идеально ровная спина.
  3. Соблюдайте временные границы при выполнении домашнего задания: (занимайтесь по возможности в одно и тоже время, но не позже 20.30, желательно не менее 2 раз в день; занятия должны длиться не более 15 - 20 мин. за один раз. Между занятиями обязательны перерывы не менее 15 мин).
  4.  Начинайте работу с повторения изученного на предыдущем занятии.
  5.  Работу всегда завершайте одобрением успехов ребёнка. Хвалите не ребёнка, а его старание, если оно было, а если его не было, то выражайте надежду на то, что оно появится в следующий раз.
  6. Сравнивайте достижения ребёнка с его же достижениями в прошлом, а не с чьими-то.
          Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!