Если ребёнок не говорит

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ...

       Неговорящие дети представляют разнородную в педаго­гическом и медицинском отношении группу. Не всегда уда­ется сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи, но наш многолетний опыт показал, что оп­ределенные педагогические приемы могут оказаться дей­ственными в любом случае.
       Ключевой момент предлагаемой нами системы — одновре­менное «погружение» ребенка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на речевую систему, коррекционная работа охватывает все основ­ные формы детской деятельности, способствует развитию в со­ответствии с возрастом высших психических функций, позна­вательной деятельности, ассоциативных связей и т.п.

       Основные направления при моделировании индивиду­альной программы занятий определяются:

  1. структурой речевого нарушения у ребенка;
  2. сложностью речевой деятельности;
  3. значением деятельности для психического развития;
  4. современными требованиями к педагогической рабо­те с дошкольниками.
      От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи во многом зависит развитие ребенка в целом, раскры­тие его потенциальных возможностей, а значит, и выбор об­разовательного учреждения. При правильной организации за­нятий не только устраняются нарушения, но и решаются про­филактические задачи.
      Речевое развитие необходимо не про­сто привести в соответствие с возрастны­ми нормами, но и максимально «поднять планку».
      Поначалу мы предлагаем достаточно простые, так назы­ваемые констатирующие задания (упражнения); постепен­но они усложняются и становятся даже опережающими. Дан­ный подход обусловлен не только требованиями школьной программы, но и нашим стремлением полностью раскрыть и развить потенциальные возможности ребенка, сформировать у него черты характера, необходимые для преодоления труд­ностей.
      Программа занятий должна стимулировать познаватель­ную деятельность с учетом не только возраста, но и интере­сов ребенка. Не подавляйте речевую и игро­вую инициативу ребенка, учитывайте его предпочтения в выборе игрушек, игр, книг.
     От активности ребенка на занятиях зависит не только прогноз преодоления речевых нарушений, но и способность к учению   на   протяжении   всей   жизни.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

Развитие речи во многом зависит от того, насколько хоро­шо малыш Вас понимает. Проверьте, пожа­луйста, может ли ребенок выполнить сле­дующие инструкции:
Покажи зайчика, машину, собачку.
Возьми зайчика, машину, собачку.
Дай зайчика, машину, собачку.
Обними маму.
Поцелуй папу.
Пожалей бабушку.
Поиграй в ладушки.
Закрой глаза.
Помаши ручкой.
Возьми маму за руку и иди домой.
Налей в стакан воды и дай его бабушке.
Возьми у меня каран­даши и убери их в шкаф.
Зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф.
Мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

        С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей... Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение со­средоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него дол­жно сформироваться произвольное слуховое внимание. Со­средоточение на словах взрослого — и результат, и необхо­димое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового вни­мания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово-название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышает­ся, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выд­вигаемыми взрослыми.

Направления работы:

  • Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.
  • Дифференциация неречевых звуков.
  • Дифференциация тихих и громких звуков.
  • Развитие умения определять направление и источник звука.
  • Развитие умения локализовать звук в пространстве.
  • Развитие умения соотносить количество звучаний с чис­лом.
  • Дифференциация звукоподражаний.
  • Развитие умения локализовать и узнавать голос.
  • Дифференциация нерече­вых и речевых звуков.
  • Развитие умения отличать голоса различной громкости.
  • Развитие уме­ния ориентиро­ваться на смысл сказанного.
  • Развитие ре­чевой памя­ти.
  • Развитие устойчи­вого вни­мания к звуковой оболочке слова.
Задания

Для развития слухового внимания хорошо иметь разно­образные музыкальные инструменты, колокольчики, погре­мушки.

  • Покажите малышу различные музыкальные инстру­менты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на ка­ком инструменте Вы играете.
  • Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.
  • Привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идет {стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет ма­шина, летит самолет и т.п.
  • Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному теле­фону. Предложите ребенку сделать то же.
  • Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать пластинки и кассеты для детей.
Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.
  • Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше бе­рите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Расска­зывайте ему о том, что вы видите.
  • Возьмите за привычку комментировать все, что вы де­лаете.
Детально проговаривайте то, что происходит или про­изойдет: Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдем и т.п. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.

ПУСКОВОЙ МОМЕНТ

       Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пы­таются дать ему словесный образец: «Скажи — часы, скажи — ложка». «Скажи, скажи, скажи...» — без устали обраща­ются к малышу взрослые. К сожалению, у детей с задерж­кой формирования речи такие понукания вызывают негатив­ную реакцию. Иногда они начинают по подражанию повто­рять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет. Даже если ребенок может воспроизвести то или иное слово, он не использует его в реальной ситуации, во взаимодействии с окружающими людьми. Известно, что подражание — не­пременное условие овладения речью, но чтобы ребенок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появля­ются при общении-взаимодействии со взрослым, при жела­нии получить что-либо, т. е. когда необходимо назвать пред­мет.
       Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Его не понимают — он капризничает, выражает недовольство и протест плачем, криком, отказом что-либо делать, все интен­сивнее прибегает к жестам.
       Ни в коем случае не запрещайте ре­бенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним Вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет   жестикулировать   меньше.
       Для стимулирования появления речи предлагаются раз­нообразные методические приемы, структурно организован­ные в следующие блоки:
  • диалог,
  • имитация и звукоподражание,
  • стихи,
  • чтение.
      Каждый блок содержит систему постепенно усложня­ющихся заданий, что позволяет моделировать общение, занятия, игры и т.д., учитывая индивидуальность ребенка, его общее, психоречевое и психомоторное развитие, интере­сы и предпочтения.
      Активное участие ребенка возмож­но, если Вы предложите понравившиеся ему   задания   из   различных   блоков.
      Наберитесь терпения! Из множества занятий, в которые Вы вовлекаете малыша, какие-нибудь обязательно понравят­ся ему.
Диалог
      Основной «пусковой» момент появле­ния   речи   —   общение.
      Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, со­блюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге — взрослый. Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жиз­ни «спровоцировало» ребенка на высказывание, на ответ.   По­ощряйте речевую реакцию ребенка в любом случае — как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлени­ем, не настаивайте на четкости произношения. Пусть первые ответы ребенка — всего лишь отдельные разрозненные слова, они дают ему возможность общаться речевы­ми средствами и фактически становятся стержнем   высказывания.

      Критерий правильного ответа — понимание ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о жела­нии общаться, но в то же время и о несформированности ме­ханизма порождения речи.

Что помогает развитию диалога?
 
1. Инсценировки. Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если Вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребёнок затрудняется дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. А вы обязательно сопровождайте чтение стихотворения, пение песенки жестами, превращая это занятие в маленький спектакль, серию сценок.
 
2. Вопросы.  Продумайте серию вопросов-ответов с выделенной эмо­ционально окрашенной интонацией.
Их хорошо использовать во время режимных моментов, на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попыт­ках рисовать, лепить, конструировать и т.п.
Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа — «да» или «нет», Их задают в реальных часто повто­ряющихся ситуациях (дома, на прогулке и т.п.). Например:                                      
  • Хочешь есть?
  • Идем спать?
  • Давай играть?
  • Дать тебе сок?
  • Будешь смотреть телевизор?
  • Ты не замерз?
  • Видишь машину?
       Вторая серия вопросов — усложненный вариант игры « да — нет». Ребенка вводят в ситуацию, когда реальные дей­ствия предполагают отрицательный ответ на вопрос. Например: Ты сидишь? (когда ребенок идет); Ты не играешь? (ког­да ребенок играет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы, так как ставят малыша перед необходи­мостью проанализировать утверждение, содержащееся в воп­росе.
       Третья серия предполагает осмысление ответов на воп­росы: Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет?
Вопросы задаются о людях, животных, предметах оби­хода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребенком; отображенных на плоскости (карточках лото, фотографиях, слайдах и т.п.); объемных, представленных в динамике (на экране телевизора, диапроектора, на дисплее и т.п.).
На начальном этапе у ребенка могут возникнуть трудно­сти не только в звуковом оформлении слов, но и в воспроиз­ведении их ритмического рисунка. Например, на вопрос Кто там пришел? малыш вместо дядя отвечает дя, на вопрос Что тут растет? вместо дерево говорит веве. Взрослый, прини­мая любой вариант ответа, сам обязательно должен дать пра­вильный, утрированно подчеркивая ритмический рисунок слова и словесное логическое ударение.
При отборе речевого материала для занятий с ребенком следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трехсложным. Отбираются картинки с изображе­ниями знакомых ребенку предметов. Например, хорошо ис­пользовать карточки из картинно-предметного или тематичес­кого лото, на которых нарисованы мяч, дом, кот, жук, суп; бусы, шуба, муха, ваза; банка, сумка, вилка, мишка, кошка, кофта, елка, пальто; машина, собака.
      Четвертая серия — вопрос Что делает? Он ставит ре­бенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит, бежит, сидит, играет, ползет, читает, рисует, варит, кормит, ест, пьет, несет, говорит, едет, прыгает, моет, чистит, шьет, смеется, плачет, строит) — основу будущего высказывания. Вопросы ставятся к знако­вым одушевленным и неодушевленным предметам. Напри­мер: Что делает мама? Что делает собака? Что делает кукла? Что делает машина? Что делает самолет?
      Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребенка указательных местоимений. Например, на вопрос Где мама? ожидаются ответы: там, тут, здесь, вон.
 
      3. Команды. Глаголы в повелительном наклонении появляются в са­мостоятельной речи детей на ранних этапах речевого разви­тия, что обуславливается необходимостью выразить просьбу-команду. Наиболее значимые команды в реальных жизнен­ных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи,, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги. Постарайтесь, чтобы в течение дня такие ситуации чаще возникали есте­ственным образом.
Напоминаем: отказ выполнить просьбу ребенка, выраженную жестом, может спровоци­ровать негативистические реакции — плач, крик, отказ  от   общения   или   игры.
Следует поощрять любой доступный вариант звукового оформления ответа: дай — дя; иди — ди; читай — тятяй и пр.
Просьба Дай, как правило, обусловлена желанием полу­чить что-либо, принять участие в совместной деятельности. Важно учитывать следующее: предмет должен быть хорошо знакомым и любимым (кукла, машинка и т.п.); функциональ­но необходимым (ложка, чашка и т.п.); новым и неожидан­ным (игрушка, наклейки, рисунки, книги и т.п.). Предметы бытового назначения (пылесос, миксер, магнитофон и т.д.) также могут вызывать интерес ребенка.

     4. Домашний театр.Для домашнего кукольного театра нет необходимости в гро­моздких декорациях. Вначале ребенок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова.

  • «Куклы разговаривают». Сделайте простейшие куклы, которые можно надеть на руку. Возьмите пару носков и пришейте на них пуговицы-глазки. Пусть куклы поговорят между собой.
  • Устройте праздничное чаепитие для ребенка. За сто­лом поддерживайте разговор, задавайте вопросы: Ты какой хочешь чай — холодный или теплый? Что тебе дать — пе­ченье или конфетку?
  • «Кормление зверей». Объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака — косточки, мишка — мед и т.п. Пред­ложите ему накормить игрушечных животных.
  • Играйте в продовольственный магазин. Меняйтесь Ролями продавца и покупателя
 
Имитация и звукоподражание
        Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами, с орехами...» побуждают ребенка вслед за взрос­лым изобразить ситуацию, а затем и подражать его речи. Имитация облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произнесения, так как обычно состоят из двух одинаковых слогов.
        Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими: гав-гав, мяу, ква-ква, произносите междометия, отражающие эмоциональные со­стояния: ай-ай-ай, ох. Ребенок начнет заражаться обстанов­кой взаимодействия, повторять вслед за Вами. Желатель­но создать игровую ситуацию, в которой малышу захочет­ся повторить звукосочетания. Например, пожалуйтесь, что Вам холодно — бррр; укладывайте игрушки спать — бай-бай; кормите кукол — ням-ням; говорите по телефону — алло, динъ; играйте в прятки — ку-ку; с водой — кап-кап; в поезд­ку на машине или на поезде — би-би, my-my; предложите по­скакать на лошадке — но-но; походить как мишка — тпоп-тпоп. Хорошо, если ребенок будет вместе с Вами договаривать потешки: — Гуси-гуси! — Га-га-га! — Есть хотите? — Да-да-да! Можно рассказывать сказку «Курочка Ряба», при этом ребенок участвует в рассказе, добавляя слова за курочку: ко-ко-ко; за мышку: пи-пи-пиу изображает, как упало яичко — бах, как плачут баба и дед — ой-ой-ой.
        Неговорящий ребенок, как правило, воспринимается ок­ружающими более младшим. В связи с этим, давая задания, надо учитывать его реальный возраст. Неинтересные зада­ния (проще тех, которые ребенок способен выполнить) могут раздражать, вызывать протест, тормозить развитие.
        С детьми постарше лучше читать, например, отрывок из сказки Э. Успенского « Трое из Простоквашино »(когда почта­льон Печкин стучит в дом, а галчонок ему отвечает), стихот­ворение Д. Хармса «Веселый старичок», в нем много звуко­подражаний: хи-хи-хи да ха-ха-ха, хо-хо-хо да буль-булъ ох! Ох!
 
Стихи
        Заучивание стихов не только способствует формирова­нию ритмических способностей, но и стимулирует потреб­ность проговаривать отдельные слова, особенно рифмующи­еся. Кроме того, запоминание стихов улучшает память, обо­гащает речь детей устойчивыми словосочетаниями.
Не огорчайтесь, если ребенок сначала только слушает стихотворение, отхлопывая его ритм, пытаясь изобразить его содержание, проговаривает всего лишь несколько слов или
 
Чтение
        Попробуйте учить ребенка читать. Наши наблюдения показали, что обучение чтению почти никогда не вызывает негативных реакций. Скорей всего это связано с тем, что обу­чение чтению не ставит ребенка в ситуацию, когда взрослые ждут, чтобы он говорил. Предлагаемые ниже задания могут выполнять даже трехлетние дети. Единственное требование к ребенку — умение играть в картинно-предметное лото. В процессе обучения дети не просто учатся читать, они пыта­ются произносить те слова и слоги, которые им предлагают­ся для чтения. Не страшно, если слова при этом выговариваются недостаточно четко. Важно, что они становятся базой для   развития   речи.
        Начинать нужно с обучения глобальному чтению. Ребе­нок должен научиться узнавать написанные слова целиком, как иероглиф, не вычленяя отдельных букв. Для начала на­пишите на картонных карточках размером в треть тетрадно­го листа два-три коротких слова, обозначающих хорошо из­вестные малышу предметы. Например: ДОМ, МЯЧ, ХЛЕБ. Слова следует писать крупными печатными буквами, фло­мастером зеленого или черного цвета. На оборотной стороне карточек простым карандашом изображаются аналогичные предметы. Рисунки могут быть схематичными. В дальней­шем, когда ребенок научится узнавать слова, картинки мож­но будет стереть. Малышу сообщают, что написано на кар­точках, а затем просят: «Дай ДОМ», «Дай ХЛЕБ» и т.д. Если ребенок не справится с этим заданием, можно разрешить ему перевернуть карточку и посмотреть на картинку-подсказку. Со временем он научится находить нужные карточки без под­сказки, ориентируясь только на буквы. Количество карто­чек постепенно увеличивается, слова «удлиняются», вводят­ся слова, обозначающие действия, т.е. глаголы.
     Дети с трудом усваивают звуковой состав слов, обозна­чающих действия. Предлагаем Вам воспользоваться пособи­ем «Лото-глаголы», которое не только является продолже­нием программы по обучению глобальному чтению, но и по­может сформировать развернутое предложение.
Задание
  • Составляйте книгу кулинарных рецептов (например: салат: картофель, морковь, лук …).
  • Сделайте наклейки на банках с сыпучими продуктами.
  • «В музее». Положите карточки с соответствующими названиями на предметы мебели.
  • Делайте вывески: музей, почта, библиотека, театр и .т.п.
  • Наклейте в альбом фотографии близких ребенку лю­дей, подпишите их. Рассматривайте альбом вместе с ребенком. (Задание способствует развитию зрительного восприятия.)
        Раннее обучение чтению не только стимулирует появление речи, но и улучшает внимание, облегчает произ­несение слов, приучает к более четко­му   проговариванию   их.
Фраза
        Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока сло­варь включает только слова-названия предметов. Овладение языком протекает в основном в виде усвоения разного типа предложений. Чтобы ребенок научился строить высказыва­ние, необходимо целенаправленно учить его словам-действи­ям, которые являются каркасом высказывания. Слова-ко­манды желательно превращать в двух - трехсловные предло­жения, присоединяя к ним дополнения и определения: дай мяч, неси куклу, читай эту книгу и т.п.
       Как только речь малыша пополнится двух - трехсловными предложениями, необходимо следить за правильным по­рядком слов, за появлением падежных окончаний и предло­гов.

Задания

  • Учите ребенка образовывать множественное число имен существительных, глаголов: стол — столы, гриб — грибы, кукла — куклы, собака — собаки, кошка — кошки, полка — полки, идет — идут и т.п.
  • Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имен существительных: нос — носик, рот —ротик, дом — домик, сад — садик, гриб — грибок, петух — петушок и т.п.
  • Расширяйте глагольный словарь: входит — выходит, наливает — выливает, закрыта — открыта; причесывает — причесывается, одевается — одевают; рисует — нарисовал, пилит —распилил и т.п.
  • Вводите в речь детей прилагательные: большой — маленький, горький — сладкий, красная — красные и т.п.
  • Обратите внимание на предлоги.
       Сначала уточняются пространственные значения пред­логов, затем другие.
       Занятия проводятся в форме игры в «Лото».
       Игра сопровождается вопросами ведущего. Например: У кого ваза стоит на столе? или У кого кошка сидит на дива­не? и т.п. Вначале дети дают краткий ответ: У меня, затем — полные ответы. На первых занятиях ведущим является взрослый, потом им может быть ребенок.