Что такое кинезиология

   В настоящее время в коррекционной работе большое значение уделяется применению здоровьесберегающих методик. Они помогают максимально добиться успехов в преодолении недостатков речевого развития воспитанников дошкольного возраста. К числу таких методик относятся кинезиологические упражнения.
   Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения положительно влияют на обучение, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность воспитанников концентрироваться на выполняемом задании, что в свою очередь способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
 Цели кинезиологических упражнений на коррекционных логопедических занятиях:                                                       
- развитие межполушарных связей
- синхронизация работы полушарий
- развитие мелкой моторики
- развитие памяти, внимания, мышления
- развитие речи
- повышение работоспособности и снижение утомляемости
- создание положительного эмоционального настроя
- профилактика дислексии и дисграфии
    Кинезиологические упражнения можно включать в каждое логопедическое занятие, но на разных этапах.  В начале занятия они создают хорошее настроение, рабочий настрой, положительную мотивацию, повышают тонус, в середине занятия можно провести в качестве физкультминутки. Это снимает напряжение, повышает работоспособность, способствует повышению внимания и переключению с одного вида деятельности на другой. Некоторые упражнения могут быть проведены непосредственно перед выполнением  задания как организующее звено, настраивающее воспитанников на работу во время занятия.
   Комплекс кинезиологических упражнений включает:
- растяжки (упражнения на мышечный тонус и релаксацию)
- дыхательные упражнения
- телесные упражнения
- упражнения для развития мелкой моторики
- глазодвигательные упражнения
- массаж
  Продолжительность комплекса- 5-10 минут, каждое упражнение выполняется не более 1 минуты. Комплекс проводится ежедневно в спокойной, доброжелательной обстановке в течение 1,5 месяцев каждый, перерыв 1 неделя. Постепенно можно увеличивать сложность и скорость.
  Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата. Можно выполнять кинезиологические  упражнения  с речевым сопровождением. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, способствует речевой активности воспитанников, обогащает словар­ный запас. Так, выполняя упражнение для мышечного тонуса «Большие и маленькие» дошкольники проговаривают слова:
    Сначала буду маленьким                                присесть, обнять колени
    К коленочкам прижмусь
    Потом я вырасту большим                               встать на носочки, поднять руки
    До папы дотянусь                                            вверх, вытянуться
 
«Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу. 
«Дерево»
 Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Можно использовать такие дыхательные упражнения как «Насос», «Дровосек», «Свеча», «Погреем руки» и другие.
«Пловец»
Дети стоя делают глубокий вдох, закрывают нос пальцами и приседают. В таком положении они мысленно считают до 5, затем встают и выпускают воздух. Упражнение напоминает действия ныряющего пловца.
Телесные упражнения  развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные движения и мышечные зажимы, стимулируют работу общей и мелкой моторики. Можно выполнять такие телесные упражнения, как «Паровозик», «Мельница», «Ухо – нос», «Велосипед», «Кошечка», «Локоть – колено», используя речевое сопровождение, например:   
    Локоть – колено, локоть – колено                        Локоть левой руки тянется к
    Они подружиться  хотят непременно                  поднимающемуся навстречу
    Локоть – колено соединяем                                  колену правой ноги, затем 
    Думать быстрее мы начинаем                              наоборот.
 
 Кинезиологические упражнения для мелкой моторики пальцев рук стимулируют речевое развитие, способствуют улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму.    С этой целью используются такие упражнения, как «Фонарики», «Колечко» «Лягушка», «Крючки», «Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальное рисование», «Ладушки-оладушки», например:
 Ладу-ладу-ладушки                                Правая рука лежит на колене ладонью
 Мы печем оладушки                               вниз, левая-на другом колене ладонью
 На окно поставим                                    вверх. Одновременно положение рук
 Остужать оставим                                   меняется: правая – ладонью вверх, а               
 А остынут – поедим                                левая – ладонью вниз.
 И воробышкам дадим
«Колечко»
Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – в прямом и обратном порядке   Задание сначала нужно сделать пальцами одной  руки, затем другой. Усвоив алгоритм,     движения выполняют синхронно обеими руками.
 «Кулак-ребро-ладонь»
Выполнять движения желательно на поверхности стола. Движения должны быть четкими, с четкой последовательностью. Во втором и третьем положении следите, чтобы пальцы были выпрямлены. Сначала сделайте упражнение вместе с ребенком. Затем предложите повторить самостоятельно (до десяти раз), можно со словами:
           Машина мчится вдаль,
           Водитель жмет педаль.
 «Лягушка»
Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук.
          Лягушка хочет в пруд,
          Лягушке скучно тут,
          А пруд зарос травой,
          Зеленой и густой.
«Крючки»
Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.
          Давайте, люди.
          Дружить друг с другом,
          Как птицы с небом,
          Как ветер с лугом,
          Как парус с морем,
          Трава с дождями,
          Как дружит солнце,
          Со всеми нами.
 
 Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие.
Можно использовать такие упражнения, как «Глаз- путеше­ственник», «Глаз и язык», «Гимнастика для глаз», например,
«Глаз-путешественник»
   Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет,  названный педагогом.
 Массаж воздействует на биологически активные точки. Упражнения «Думающая шляпа», «Лоб- подбородок»  активизируют слуховое восприятие, способствуют развитию памяти., например:
  «Думающая шляпа»    (массаж ушных раковин сверху вниз)
            У людей и у зверушек есть по паре чутких ушек
            Ушки звуки различают, они слышать помогают