Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка

  Участие   семьи  в  коррекции   речевого развития ребёнка
 
Нарушения речи ребёнка приводят к нарушению личности в целом. На отношение ребёнка к своему речевому нарушению огромное значение имеет отношение к проблеме со стороны родителей. Основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому нарушению является тот настрой,  какие ему дают родители. С одной стороны, установка может быть легкомысленно – попустительской («Ничего страшного, дедушка твой всю жизнь так говорил»), а так как ребёнок внушаем, то он вскоре придёт к выводу, что дефекты речи – проявление его индивидуальности. С другой стороны, установка негативного характера («Будешь так говорить, тебя не возьмут в школу», «С тобой не будут дружить дети»), что, в свою очередь, сформирует у ребёнка неуверенность в своих силах. Малыш может замкнуться
В начале обучения ребёнок может испытывать неуверенность в себе, возможен отказ от выполнения заданий, даже самых лёгких. Болезненная чувствительность и страх неудач ослабляет волю ребёнка и стремление к преодолению дефекта.
При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами в речевом развитии, понимании, добром и внимательном отношении, учёте его индивидуальных особенностей можно избежать подобных проблем. Нужно сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, выработать стремление чёткого, последовательного и качественного выполнения заданий.
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития воспитанника необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
  1. В общении с ребёнком родители должны пользоваться грамматически правильно оформленной речью, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного (а зачастую неправильного) развития лексической, грамматической сторон детской речи.
Для этого нужно наполнить повседневную жизнь ребёнка правильным речевым общением:
– чётко проговаривать слова, пусть малыш видит движения ваших губ;
– посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это дрель, это светильник и т.д.);
– в собственной речи правильно употреблять грамматические формы, четко проговаривать окончания слов, (например: Это воробей; нет воробья; ищу воробья; думаю о воробье; рисую воробья. Коля гулял, а Даша гуляла и т.д.);
– обращать внимание ребёнка на  глаголы. На примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например: встал, лёг; привязал, отвязал, перевязал и т.д.);
– привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов изолированно и в контекстной речи (например: положи ручку на стол, возьми ручку со стола   и т.д.);
– учить согласовывать существительные с прилагательными и числительными, используя речевые игры (например, игра «Какого цвета?»: желтое яблоко, красная машина );
– обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи: называть продукты, из которых готовятся блюда; как готовятся ( варим, жарим, печём, режем, чистим); описывать вкусовые качества блюд ( вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная); определять цвет (зеленый, жёлтый, красный).
Игры можно придумывать самим, «подсматривать» в развивающих книжках, желательно использование картинок, различных игр типа «Лото», «Домино» и др.
– читать детям книги, что способствует становлению правильной речи, обогащает словарь, повышает интеллектуальный уровень, развивает логическое мышление, внимание, развивает эмоциональную сферу.
  1. Необходимо развивать мелкую моторику рук ребёнка, так как установлено, что уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  2. Ведущей деятельностью ребёнка является игровая деятельность и поэтому важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка и создание игровых ситуаций. Неоценима роль ирушки в речевом развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление маленьких рассказов, в том числе и рассказов – описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребёнку.
  3. По заданию учителя-дефектолога ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, игры на развитие фонематического слуха.
  4. Важно, чтобы вся работа происходила на эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать родной речью.
  5. Родители должны учитывать, что реакция ребенка на занятия может быть различной: от полного отказа и слёз до радости и удовольствия. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать затруднения, пытаться его заинтересовать. Но, в то же время, нельзя переутомлять и перегружать малыша информацией, родителям просто необходимо научиться «чувствовать» своего ребёнка. А ещё, учить ребёнка трудиться!
  6. Желательно организовать место для занятий ребёнка, позаботиться о правильном освещении, удобном стуле и столе. Для выполнения артикуляционной гимнастики необходимо настольное зеркало.
  7. Важна правильная организация режима дня ребёнка. Помните, активный отдых на свежем воздухе стимулирует все    жизненные процессы. Питание ребёнка должно быть правильным, сбалансированным. Ограничьте просмотр телепередач. Обеспечьте ребёнку полноценный сон в хорошо проветренном помещении. Следите за здоровьем малыша!
Удачи вам!