Речевое дыхание - основа правильной речи

Речевое дыхание – основа правильной речи.

         Известно, что функция дыхания является важнейшей функций жизнеобеспечения организма человека. Кроме своей основной физиологической функции – осуществления газообмена организма, дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса.        

У детей дошкольного возраста дыхание в достаточной степени не сформировано в силу их возрастных особенностей. К несовершенствам дыхания у таких детей могут относиться:

  • очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически ослабленных, а также у робких и стеснительных детей
  • неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, "заглатывает” конец слова или фразы
  • неумелое распределение дыхания во фразе. Ребенок вдыхает в середине слова: мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять
  • торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием”
  • неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно
  • слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков
  • подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе
  • слишком «перегруженный» вдох
  • учащенность дыхания
  • укороченность выдоха
  • неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха Различают 3 способа дыхания:

1) верхнее дыхание (ключичное);

2) среднее дыхание (грудное или межреберное);

3) нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц.

        Правильное речевое дыхание у дошкольников обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

 

Этапы формирования речевого дыхания.

1 этап – формирование неречевого дыхания.

1. Игра "Султанчик” (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу). Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху. Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

2. Игра "Шарик” Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

3. Игра "Перышко” Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

4. Игра "Занавесочка” Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.

5. Игра "Ветерок” Задача: учить продолжительному ротовому выдоху. Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из тонкой бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом: Очень жаркий день-денечек. Дуй скорей, наш ветерочек.

6. Игра "Бабочка лети” Задача: учить продолжительному ротовому выдоху. Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом: Бабочка летала, Над (Вовочкой) порхала. Бабочка садится - (Вова) не боится. Взрослый "сажает” бабочку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее.

7. Игра "Горячий чай” Задача: учить ребенка продолжительному ротовому выдоху. Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл. (Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается тонкой бумагой и прикрепляется к чашке с помощью скотча). Ребенок дует на "пар”. Если правильно дует, то "пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: "Наберу воздуха и подую на чай”.

8. Игра "Кораблик” Задача: формировать длительный ротовой выдох. Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.

9. Упражнение "Загони мяч в ворота” Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) "мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

10. Игра "Задуй свечу” Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.

2 этап – формирование речевого дыхания.

1. Игра "У кого длиннее звук (слог)?” Задача: формирование речевого выдоха. Взрослый и ребёнок произносят на одном выдохе звук (слог).

2. Игра "Назови картинки” Задача: формирование речевого выдоха. Оборудование: 3-5 предметных картинок. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.

3. Игра "Повтори предложение” Задача: формирование плавной слитной речи. Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку), ребенок повторяет на одном выдохе.

4. Игра "Мой веселый звонкий мяч” Задача: формирование плавной слитной речи. Ребенок рассказывает любое стихотворение и в конце каждой фразы ударяет мячом об пол.

Условия для проведения игр и упражнений на дыхание

  • Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате
  • Не заниматься после еды (только через 1,5 – 2 часа)
  • Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений
  • Не переутомляться, при недомогании отложить занятия
  • Дозировать количество и темп проведения упражнений.