Разбираемся в логопедических диагнозах

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ

РАЗБИРАЕМСЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ДИАГНОЗЕ

Очень часто бывает так, что, пообщавшись с учителем-дефектологом после обследования ребенка, родители так и не могут понять, какой же диагноз поставил ребенку дефектолог, и что же он означает. Давайте разбираться.

Начнем с того, что дефектологи не ставят диагнозы (этим занимаются врачи), а пишут логопедические заключения. Для родителей логопедическое заключение чаще звучит как настоящая шифровка, набор непонятных слов или аббревиатура. И вот тут испуганные мамы, папы хватаются за голову: «Что с моим ребенком? Куда с этим кошмаром бежать?»

Без паники! На самом деле в логопедических диагнозах нет ничего страшного, если знать, что скрывается за таинственными буквами.  Итак…Попробуем расшифровать все, что написал дефектолог.

Следует различать так называемые клинические диагнозы (алалия, дислалия, дизартрия, заикание) и логопедические заключения (ОНР, ФФН, ЗРР). Одни и те же явления учителя-дефектологи и врачи рассматривают с разных точек зрения. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбор средств коррекции. Например, в медицинской карте у ребенка может быть отмечено ОНР 3 уровня, дизартрия. ОНР — это педагогическое (логопедическое) заключение, которое говорит учителю-дефектологу о том, что у ребенка имеются нарушения всех сторон речи: и звуковой, и грамматики, и лексики, и связной речи. Значит, учитель-дефектолог будет вести параллельную работу по развитию всех сторон речи. Дизартрия — это клинический диагноз, который указывает на то, что у ребенка имеются также нарушения мышечного тонуса органов артикуляции (либо гипертонус, либо гипотонус). Значит, дефектолог обязательно в работе будет использовать приемы массажа, а, возможно, будет вести работу параллельно с неврологом. Клинический диагноз больше делает акцент на том, по какой причине возникли речевые нарушения у ребенка, а педагогический позволяет учителю-дефектологу понять, что нарушено в речи, и над чем нужно работать.

ОНР (общее недоразвитие речи)

ОНР - это прежде всего СИСТЕМНОЕ нарушение, когда нарушены все компоненты речи: и лексика, и грамматика, и фразовая речь. При этом остается в норме физический слух и интеллект. Выделяют 3 уровня ОНР.

1 уровень. "Безречевые" дети

  • Лепетные слова, звукоподражания. Одно слово может обозначать разные понятия, действия и предметы, для уточнения ребенок широко использует мимику и жесты. "Ма" - за этим обращением к маме и желание приласкаться, и "хочу кушать", и "пойдем гулять", и "включи телевизор" (при этом принесет пульт); и удовольствие от катания на горке.
  • Грамматически слова не оформлены.
  • Фразы нет.

2 уровень

  • Словарный запас больше, но в словах наблюдаются пропуски слогов, перестановка, часто используются неправильные формы. "Гуся. Тонул. " – на картинке ныряющая в воду утка.
  • Грубые грамматические ошибки, нет согласования в словах. "Два ябок" – два яблока.
  • Фразовая речь примитивна, хотя в предложении уже присутствуют 2-3 слова. 3 уровень
  • Хороший словарь бытовых слов, но плохо усваиваются абстрактные понятия: названия времен года, обобщающие понятия (огурчик, помидор, капуста - ребенок показывает и называет, но назвать одним словом "овощи" не может), характерна замена слов близлежащими: детеныша собаки называет собачонкой.
  • В грамматике характерны упрощение предлогов, в уменьшительно-ласкательной форме - неправильное употребление суффиксов, при счете - ошибки в окончаниях слов.
  • Разговорная фраза развернутая, но составление рассказа по серии сюжетных картинок, пересказ в силу дефицита речевого планирования вызывает затруднение.
  • Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов: у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое словесно-логическое мышление.

ДИЗАРТРИЯ

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное параличом мышц речевого аппарата. У ребят наблюдается неясная, смазанная речь, как будто «каша во рту». Дети-дизартрики отказываются от грудного вскармливания и позже их нелегко приучить к твёрдой пище. Часто наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с появлением зубов. Некоторые дети с рождения наблюдаются у невролога и имеют неврологическую симптоматику.

Чаще встречается стертая дизартрия.

Прогноз. При одновременном медикаментозном лечении и занятиях с дефектологом удаётся добиться положительной динамики. Часто учителя-дефектологи работу с данной категорией детей сравнивают с «рисунком на песке» — уж слишком быстро дизартриками утрачиваются умения и навыки, полученные на занятиях. Поэтому родителям таких деток следует всегда уделять внимание речи: нужно обязательно овладеть азами логопедического массажа и другими «секретами» дефектолога, чтобы поддерживать речь на уровне.

АЛАЛИЯ (моторная и сенсорная)

Алалия - полное или частичное отсутствие речи при хорошем физическом слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленное недоразвитием или органическим поражением речевых отделов коры головного мозга.

Различают две формы алалии у детей: - моторная алалия, когда ребенок понимает обращенную к нему речь; но произвольно, по образцу повторить не может, а став постарше и осознав свой дефект, усложняет проблему тем, что и не хочет пытаться; - сенсорная алалия, когда происходит разрыв между смыслом и звуком, ребенок слышит некую звуковую окрошку, которая не закрепляет за предметами, действиями, миром, который его окружает, их словесного значения, что ведет к вторичному нарушению интеллекта.

Деление это условно, и на практике часто встречаются сочетания двух форм. Для детей-алаликов характерны невротические реакции на дефект, быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность. Как при сенсорной, так и при моторной алалии необходимо наблюдение невропатолога. Прогноз. Может быть разный, исходя из особенностей ребёнка, но положительная динамика всегда прослеживается.

ДИСЛАЛИЯ

Самое простое речевое расстройство, когда нарушено только произношение отдельных звуков. После занятий с логопедом нужные звуки стойко закрепляются в речи. Если после долгих занятий желаемого результата добиться не получается или результат «уплывает», есть смысл говорить о стёртой дизартрии.

Вид нарушения

Проявляемый дефект

Артикуляторно-фонематическая  дислалия

Операции отбора фонема не сформированы по артикуляторным признакам.

Артикуляторно-фонетическая дислалия

Артикуляционные позиции сформированы неправильно, в результате чего произносимый звук может быть не узнаваем другим человеком или похожим на стандартный фонем, но измененный.

Акустико-фонематическая

дислалия

Операции отбора фонем сформированы избирательно из-за плохого развития фонематического слуха.

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами из-за нарушений восприятия и произношения звуков. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы). А он, вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным. Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые (па -па-па вместо па-ба-па). И, когда дефектолог в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит, малыш отвечает, что звуки одинаковые.

Основные проявления, характеризующие ФФН:

  • недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь»: «сюмка» вместо «сумка», «сяська» вме сто «чашка», «сяпка» вместо «шапка»;
  • замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими: «сапка» вместо «шапка», «лакета» вместо «ракета»;
  • смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.  Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т.е. один звук, не в слоге или слове), но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова».

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

ЗАИКАНИЕ

Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Причиной заикания бывают органические поражения мозга, психологическая травма. Часто наблюдается в период интенсивного развития речи от 2-х до 6 лет, когда мысли формируются быстрее возможности выразить её на уровне речевой моторики.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а так же в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения. Коррекция заикания требует комплексного подхода и включает следующие этапы:

  • диагностика;
  • медикаментозное воздействие (укрепление нервной системы), способствующее нормализации функций нервной системы ребенка и создающие благоприятный фон для активной логопедической работы и психотерапии (назначается врачом-невропатологом, психиатром);
  • психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы), которое направлено на восстановление уверенности в себе, собственных силах, в возможности преодолеть речевые трудности, снимается патологически фиксированное внимание на запинках, фиксация внимания переключается на успехи.

Логопедическое воздействие осуществляется на протяжении длительного курса занятий. Прогноз. Заикание – это одно из наиболее тяжелых нарушений речи. Важно, чтобы родители следили за эмоциональным окружением и не торопили малыша закончить свою мысль, а помогали её сформировать. Так заикание может плавно и незаметно исчезнуть

 Очень важно доверять специалисту, с которым вы работаете и совместно помогаете вашему ребёнку! Только так вы сможете помочь своему ребенку.

свернуть