Система работы детского сада

Детский сад с 12-часовым режимом пребывания детей. Время работы учреждения с 7:00 до 19:00. Выходные дни: суббота и воскресенье.

     В детском саду функционирует 12 групп для детей дошкольного возраста.

      В своей деятельности мы руководствуемся нормативными правовыми документами:

  • Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании;
  • Программой развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 годы,
  • Образовательным стандартом дошкольного образования,  уставом дошкольного учреждения.

      Реализуем программу специального образования на уровне дошкольного образования:

  • Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи: программа для специальных дошкольных учреждений. – Минск, 2007; 
    Педагогическими и иными  кадрами учреждение укомплектовано полностью.
Коррекционно-образовательный процесс осуществляют 40 педагогов:
·        учителя-дефектологи – 12
·        воспитатели – 24
·        музыкальные руководители – 2
·        педагог-психолог – 1
·        руководитель физвоспитания – 1

     Все учителя-дефектологи и четыре воспитателя имеют специальное дефектологическое образование.

     Организация коррекционно-развивающего обучения и реабилитации дошкольников с особенностями психофизического развития (ОПФР) имеет основные цели:
  • преодоление речевого нарушения
  • преодоление вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи
  • социальная адаптация и интеграция детей в общество.
      Программный материал рассчитан на 4-х летний срок обучения. Распределение материала соотносится с годом обучения ребёнка в ДУ и с его уровнем развития.

Реализация программного содержания осуществляется в условиях преемственности работы всех специалистов, которые совместно решают ряд основных задач:

  • охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;
  • обеспечение всестороннего психического развития и своевременная коррекция имеющихся нарушений с учётом индивидуальных возможностей и потребностей детей;
  • воспитание положительных качеств личности ребёнка, нравственных ориентиров в деятельности и поведении, предупреждение формирования негативных личностных качеств;
  • подготовка детей с ТНР к обучению на следующей ступени образования.
     Учебный год делится на 3 периода. Между периодами существуют недельные осенние, зимние, весенние каникулы. Учебный год начинается с двухнедельного обследования детей. По его результатам все специалисты определяют уровень актуального развития ребёнка и зону его ближайшего развития, что становится основой при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с каждым ребёнком на полугодие (до момента следующей промежуточной диагностики). В январе после промежуточной диагностики происходит оценка и своевременная коррекция образовательного маршрута всеми специалистами.
     В  нашем дошкольном учреждении принято единое тематическое планирование во всех группах, то есть единая последовательность лексических тем, по которой работают все специалисты детского сада.
     Режим дня и сетка занятий педагогов строятся с учётом периода обучения, а также возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей каждой группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач.    

     Учителя-дефектологи реализуют следующие разделы программы:

  • формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;
  • формирование произносительной стороны речи;
  • обучение грамоте.
     Реализация программного содержания происходит через фронтальные и индивидуальные формы работы. В зависимости от периода обучения количество фронтальных и индивидуальных занятий меняется. В среднем в течение недели в нашем учреждении с каждым ребёнком проводится 4 подгрупповых и 3 индивидуальных занятия.
     Для осуществления коррекционных задач в дошкольном учреждении оборудованы (из помещений спален) 12 кабинетов для учителей-дефектологов. Администрация учреждения, учителя-дефектологи прикладывают максимум усилий для того, чтобы пространственно-развивающая среда максимально способствовала решению коррекционно-развивающих задач.    

     Воспитатели осуществляют реализацию следующих образовательных областей учебного плана:

  • Ребёнок и природа;
  • Ребёнок и общество;
  • Формирование элементарных математических представлений:
  • Искусство;
  • Конструирование.

     Воспитатели работают в тесном сотрудничестве с учителями-дефектологами и на своих занятиях отрабатывают лексический материал, грамматические категории каждой лексической темы. Во второй половине дня воспитатели ведут индивидуальную работу с детьми по заданиям учителя-дефектолога, где помимо отработки материала лексической темы, осуществляется автоматизация, дифференциация поставленных звуков.

     Групповые помещения, спальни, раздевалки оснащаются в соответствии с возрастными особенностями детей. Коллектив дошкольного учреждения стремится создать благоприятный микроклимат в каждой группе, эстетически оформить игровые зоны для детей, информационные стенды для родителей.    

     В нашем саду работают 2 музыкальных руководителя. Они проводят регулярные музыкальные занятия с детьми, отвечают за проведение утренников, праздников, развлечений, а также с этого года в сотрудничестве с учителями-дефектологами организуют ежемесячные логоритмические занятия.

     За организацию и проведение физкультурно-оздоровительной работы с детьми отвечает руководитель физвоспитания. Он проводит регулярные физкультурные занятии в помещении и на свежем воздухе. К сожалению, проектом не предусмотрен в детском саду отдельный спортивный зал. Поэтому его приходится совмещать с музыкальным, что накладывает отпечаток на его оформление. Однако, за последние годы закуплено оборудование для физкультурных занятий, сейчас ведётся его регулярное пополнение при поддержке администрации и попечительского совета детского сада.

     В детском саду работает педагог-психолог. Он организует работу с детьми по коррекции познавательной, эмоционально-волевой сферы; объединяет детей со сходными проблемами в группы, а также проводит индивидуальные занятия.

         Наше дошкольное учреждение продолжает быть базовым для прохождения практики студентами факультета дефектологии и психологии ВГУ им. П.М. Машерова. В 2009-2010 учебном году на базе нашего дошкольного учреждения был создан учебно-научно-консультационный центр кафедры «Коррекционной работы». Был заключён двусторонний договор о взаимодействии. Реализуются планы работы учебных и производственных практик студентов университета. За время сотрудничества удалось пополнить видеотеку методического кабинета следующими материалами: игровая деятельность детей на всех возрастных этапах, занятия по логоритмике.

     Большой творческий коллектив детского сада стремится организовать свою работу с учётом требований программы. С целью оптимизации учебного процесса, максимальной своевременной коррекции особенностей психического развития детей педагоги применяют в своей работе инновационные здоровьесберегающие технологии.